21 сентября 2014 — Люди
Павел Шугуров: Что осталось после главного художника Владивостока?
Через два месяца после увольнения Шугурова разбираемся с тем, что изменил во Владивостоке самый молодой и творческий чиновник

Текст: Андрей Валентинов
Тизер: Shishkin Hokusai

В июле главный художник Владивостока Павел Шугуров опубликовал на своей странице в фейсбуке сообщение о том, что увольняется со своего поста. На сегодня вакансия начальника отдела дизайна городской среды продолжает оставаться открытой.

«Вл3000» разобрался в том, какие изменения произошли в приморской столице за три года работы одного из самых молодых и творческих чиновников, и что с ним происходит сейчас.
 

Появление отдела дизайна городской среды

В 2009 году 31-летний художник вернулся из Санкт-Петербурга во Владивосток, задумав прославить город на мировой карте. Яркие и необычные арт-проекты привлекли к нему внимание и мэра Владивостока.

В 2011 году Павел Шугуров возглавил отдел дизайна городской среды администрации Владивостока. Ранее этого подразделения в мэрии не существовало. Подчиненными художника стали те люди, с которыми ему раньше приходилось согласовывать свои акции.

Отдел работает в области согласования проектов изменения внешнего облика города в плане колористики, подсветки, рекламы, городского искусства, общественных пространств. При Шугурове еще занимались разработкой неких общих правил, концепций, сейчас этого не делается. Отдел по-прежнему работает по всем направлениям, однако в принятии решения о разрешении той или иной рекламы сегодня все больше ориентируется на критерий «красиво – не красиво». На должность начальника отдела пока никого не взяли.

Pavel-Shugurov2-Vl.ru_-640x410

Павел Шугуров, мэр Владивостока Игорь Пушкарев и американский художник граффити Габриэль Спектор, фото VL.ru

Павел Шугуров: «Госслужащий может расширять круг своих обязанностей практически до бесконечности — например, за счет нетронутых другими чиновниками тем и проблем. Единственное, что ограничивает его в этом стремлении – чувство удовлетворения от работы и собственная усталость».

За время своей работы Шугуров запомнился тем, что не вписывался в стандартный образ госслужащего. Играл в собственной панк-группе «Задроты против!». Всегда охотно шел на контакт с прессой, считая, что чиновники должны регулярно делиться с жителями текущим положением дел. В интервью московскому проекту The Village однажды сказал: «Быть чиновником — это прикольно!». Прошлой зимой Шугуров спровоцировал в интернете волну споров, когда решил установить во Владивостоке 33 памятника выдающимся жителям.

Павел Шугуров: «Во всех организациях, где я работал или учился, я сознательно “прививал” дух творчества. Мне самому комфортно работать в творческой, “дышащей” среде с неформальным общением. Всегда хочу помочь окружающим людям выйти за грань привитых им строгих формальных рамок. Для меня это и есть так называемое “качество жизни”: дело тут не в том, у кого кресло мягче или машина лучше, — а в том, как мы проживаем тот или иной день».

   

regata

Преображение подпорных стен Владивостока

Подпорные стены Владивостока при Павле Шугурове стали своеобразной визитной карточкой города. Сначала оформлением стен под руководством художника занимались молодые и талантливые энтузиасты (арт-группы Concrete Jungle и «Мураеды», Кирилл Крючков, студенты академии искусств, художественного училища) — работали с краской, потом с деревом и другими материалами. Так появились знаменитое деревянное панно «Безмолвная регата» от Concrete Jungle на Всвеволода Сибирцева и каменная мозаика «Цветок жизни» (Евгения Лапо), расположенная между цирком и центром города. Позже жители домов Владивостока сами стали обращаться к молодым художникам для облагораживания подпорных стен.

Павел Шугуров: «К сожалению, во Владивостоке нельзя провести полноценную художественную реконструкцию всех подпорок. Более того, их нельзя ни красить, ни, скажем, декорировать навесными вентилируемыми системами, как это часто делается. Но мы пошли на временные меры типа раскраски, что, между прочим, ощутимо подстегнуло развитие творческого потенциала города».

Также Шугуров искал «формулу идеальной подпорной стены»: надежной и красивой, как на въезде в город в районе Магнитогорской, но завершить эту работу не успел.
   

Концепция взаимосвязи общественных пространств в городе

Одним из достижений чиновника стала разработка «Концепции взаимосвязи общественных пространств в городе». Глобальному анализу подверглись все пространства в городе, как существующие, так и возможные в будущем. Картина получилась не самая радостная.

Павел Шугуров: «Из проведенного анализа я сделал вывод, что Владивосток — город пустырей. Жизненно необходимые городу участки сегодня отведены под выгул собак, неэффективно используются потенциальные скверы, парки и видовые площадки. В районе мыса Эгершельд вообще можно разбить парк, больший по площади, чем даже Минный городок, с объектами притяжения в виде Владивостокской крепости и песчаных пляжей».

По мнению Шугурова, при правильной реализации проекта пешая прогулка по Владивостоку может превратиться в сплошное перемещение между местами отдыха, без контакта с автострадой и спешащими по делам людьми. Реализовывать концепцию уже начали с Адмирала Фокина, когда перегородили для автомобилей часть улицы. Но без дальнейшего плана, уверен Павел Шугуров, нормального места отдыха не получится и здесь — все зарастет хаосом мелких предпринимательских инициатив.

  

City-podsvetka-4

Колористика жилых районов и архитектурная подсветка Владивостока

При Павле Шугурове Владивосток заметно изменился в дневное и ночное время. Речь идет о колористике (покраске жилых районов) и архитектурной подсветке.

Сейчас цветовой план районов можно найти на сайте администрации города. Согласно ему, центр Владивостока остался без изменений. Здания по гостевому маршруту приобрели натуральные цвета: бежевые, охристые и коричневые. Морской фасад покрасили в торжественный белый. Цвет спальных районов включил в себя насыщенные оттенки: для жителей некоторых из них, по мнению Шугурова, это дает дополнительную надежду на позитивные изменения в будущем.

color

Контурная подсветка домов появилась в прошлом году сначала на мысе Чуркине, а потом и в центре. Экспериментальный проект отметили не только горожане, но и иностранные специалисты. В планах администрации сейчас остается подсветка в районе магазина «1000 мелочей», а также дизайн-фабрики «Заря».

Павел Шугуров: «Смысл всей моей работы близок смыслу искусства в целом: понять и зафиксировать уникальность конкретного времени и пространства. Все принятые мной решения всегда отражали уникальный городской рельеф в качестве главного, по моему мнению, его достоинства. Я бы хотел, чтобы каждая сопка Владивостока, с жилыми массивами по склонам, с видовыми площадками на вершинах, с их отражением в зеркале акватории — стала уникальной композицией со своей цветовой, световой и художественной идеей».
  

Сокращение количества наружной рекламы во Владивостоке

Одним из направлений работы отдела городского дизайна было приведение в порядок рынка наружной рекламы Владивостока. До этого момента на улицах приморской столицы царил неконтролируемый хаос. На сегодняшний день победа в этой борьбе достигнута лишь отчасти — с владельцами рекламных конструкций перестали продлевать договора, но и демонтаж просроченных конструкций также не производился.

Также в наследство Владивостоку от Шугурова и его отдела достались правила размещения рекламы, понятные как владельцам конструкций, так и ответственным органам. Раньше таких правил не было, еще с 90-х вопросы решались по принципу «нравится/не нравится».
  

moryak prima

Фото Антона Балашова, primamedia.ru

Новая волна городского искусства

За последние три года городское искусство Владивостока пережило новый расцвет. Особенно в области художественных росписей и установки малых архитектурных форм. Связано это было с еще одной разработкой отдела Павла Шугурова: долгосрочной программой «Улучшение художественного облика Владивостока».

Многочисленные скульптуры на бюджетные и внебюджетные средства появлялись на улицах города из так называемой «Копилки идей», куда горожане присылали свои задумки. В первую очередь, вспоминаются морячки на Океанском проспекте: один, бронзовый, вернувшийся из загранплавания, второй — поющий на крыше романтические серенады нарисованным дамам. Катюша, ставшая символом района Моргородка и каменная Анна Щетинина, гордо вглядывающаяся в морской горизонт на Эгершельде.

Мощный импульс к развитию получило уличное искусство Владивостока. Впервые при Шугурове к заказам администрации города стали массово привлекаться молодые творческие коллективы. Чтобы не оказывать давление на молодых художников в процессе их работы, чиновник старался максимально отстраниться от вмешательства в их творчество, уделяя больше внимания созданию условий для реализации их идей.

Павел Шугуров: «Я счастлив за город, в котором за три года успело вырасти новое поколение профессиональных монументалистов с собственным стилем: скульпторы Алексей Бокий, Петр Чегодаев; творческие коллективы Concrete Jungle, “Захар и Вася”, “Мураеды”, «Муралс», “33+1″, юный гений Кирилл Крючков и другие. Надеюсь, что всем нам скоро станет тесно в нашем городе и наша энергия выплеснется в другие города и страны, возможно даже в форме некоей “владивостокской волны”.

  

shugurov portretФото из личного архива Павла Шугурова, 17 сентября 2014

Что происходит с Павлом Шугуровым сейчас?

Художник поступил в аспирантуру ДВФУ по направлению «История искусства», чтобы, по его словам, решить, куда двигаться городскому искусству. 

В рамках московского фестиваля стрит-арта MOST в середине сентября Шугуров начал рисовать десять барельефов, посвященных Михаилу Булгакову. На стену будет нанесена бетонная основа, и на ней художник прорисует картину, так же как это было сделано во Владивостоке. В Москве картины появятся на Патриарших прудах, Арбате и других местах.

Проект «33 проволочных человечка» получил продолжение в Нью-Йорке, а сейчас готовятся специальные скульптуры для Санкт-Петербурга. Это будут разные варианты «Петров Первых».

Также Павел Шугуров вошел в жюри экспериментального конкурса международного кинофестиваля «Послание к человеку», который проходит с 20 по 27 сентября в Санкт-Петербурге.

В настоящее время художник надеется более плодотворно заняться монументальным искусством и думает о том, чтобы вернуться к диссертации, заниматься которой Павел начал еще в Санкт-Петербурге пять лет назад. Также в планах — кураторская работа с молодыми художниками Владивостока и серия интересных «острых» выставок.

Павел Шугуров: «Многие предприниматели сначала воспринимали мои рекомендации по поводу их рекламы, фасадов, крыш, витрин, благоустройства, как очередные придирки, видя в этом очередной способ «развести» их на деньги. Однако в процессе общения и под давлением аргументов в пользу таких рекомендаций — наглядных иллюстрацией к разработанным моим отделом концепциям, с примерами из опыта других городов — соглашались, а потом и благодарили. Однако остаются, к сожалению, еще те, кто продолжает испытывать недоверие к тому, что мы делали. Доверие, как известно, строится годами, а рушится в одно мгновение. Поэтому сейчас важно, чтобы команда, с которой я работал (в данном случае — администрация города), сохранила заработанное доверие и приумножила его».
  

По теме
Мешает ли жителям домов архитектурная подсветка?
Цитаты: Главный художник Владивостока Павел Шугуров

  • http://barbers-shop.ru/ Тимофей FIRMA

    Павел, надеемся, что вы еще многое сделаете для нашего города!

Новые материалы