25 февраля 2014 — Люди
РЖБ: Большинство меломанов предпочитает миссионерскую позу
Ответы на вопросы и саундтрек для весенней поездки по Русскому и Золотому мостам

Текст: Анатолий Филатов, Елена Белова

1 марта в ночной клуб BSB приедет Рома Хлеб (РЖБ) — коллекционер пластинок, меломан и перкуссионист родом из Хабаровска.

РЖБ известен своими музыкальными экспериментами и является одним из немногих коллекционеров необычной музыки в России. Увлекается психоделическим роком и безумной детской музыкой, неожиданными кавер-версиями известных песен, пакистанскими саундтреками 70-х годов и многим другим.

За несколько дней до вечеринки «Вл3000» задал РЖБ пару вопросов и попросил составить саундтрек для весенней поездки по Русскому и Золотому мостам.

RZHB promo

Почему сегодня, когда практически любая музыка доступна, идет очередная волна явления «Накидайте интересной музыки, слушать нечего»?

Не думаю, что дело в поколении. Да, в наше время на новом героине «гедонизм, леность и прокрастинация» сидят повально все, но технический прогресс хорошо отрезвляет. Все прозаичней, мне кажется.

Рыночная экономика взяла верх, огромное предложение от бесконечных музыкальных лейблов породило такое неприятное явление, как коммерческая музыка. Теперь не нужно быть особо талантливым, ты просто покупаешь «стихи» с незамысловатыми запоминающимися рифмами, такую же несложную музыку с примитивной мелодией, записываешь все это в сносной студии, где из сотни тейков выбирают самые удачные, и отдаешь материал на шлифовку и зализывание звукорежиссерам. Сейчас и вовсе бюджет большой не нужен.

Единственная цель такого продукта — хорошие продажи, где валютой могут быть равноценно как деньги, так и вирусное распространение или «лайки». После того, как результат капиталовложений прозвучит раз десять за день из магнитолы в маршрутке, радио в парикмахерской, из телефона приятеля, угощающего пивом в честь аванса, и из репродукторов на центральной площади в канун нового года, невольно выучишь песню наизусть. Все просто и старо как мир. Известный факт.

RZHB 2

Когда понимаешь, что тебе навязывают продукт (музыкой это дерьмо язык не поворачивается назвать), то легко игнорируешь рекламу, оставляя выбор за собой. Главное, научить этому своих детей. Другой вопрос, почему анализирует меньшинство. Ни у кого нет полноценного ответа, да и зачем он нужен.

На этот счет очень метко сказал мой друг Антон Кораблев: «Если бы люди не хотели слушать Стаса Михайлова, то этой ********* ******** не было бы и в помине». Туше! Лучше и не скажешь. Что делать? А я скажу вам, что делать. Хочешь слушать хорошую интересную музыку — слушай. Если кто-то вот так запросто может доверить судьбу нескольких часов собственной жизни друзьям «вконтише» — валяй, его дело!

Единственное, что лично меня обламывает в этом смысле, — полное отсутствие «культуры слушателя» в увеселительных заведениях. То есть я бы хотел приходить в кафе, пить кофе и слушать, как какой-нибудь чувак ставит свои любимые пластинки. Быть открытым ко всему новому и необычному, элементарное любопытство, свойственное нам по природе с детства, напрочь отшибает социализация. Вот так запросто. На самом деле, все приходят в такие места, как водится, либо накидаться, либо потанцевать под песню, которую слушали час назад из собственного плейлиста в сети или из плеера.

Немногие готовы воспринять что-то новое, еще меньше меломаны готовы раздвинуть рамки музыкальных предпочтений, запирая себя в уютные метафорические тюрьмы. На самом деле, это касается не только музыки, но и кино, литературы и всего остального прекрасного. Большинство потребителей искусства предпочитают миссионерскую позу, потому что так проще, но ограниченными при этом они себя считать не хотят. Так было всегда, мне кажется.

RZHB 1

Существует ли музыка, которая для тебя, как для коллекционера и собирателя, не представляет никакой ценности?

Для любого существует такая музыка. Если говорить субъективно, то мне приходится очень много искать каждый день, чтобы найти нечто по-настоящему интересное. Но ведь у всех свои критерии интересной музыки.

Конечно, 2/3 купленных пластинок — это любимая музыка, дело накладное, как ни крути. Но я могу купить пластинку из-за забавной обложки, или потому, что у релиза интересная история, или чтобы повеселить слушателей во время сета.

В целом единой «формулы» нет, но важно, чтобы музыка была интересной, чтобы она удивляла меня — будь то необычный вокал, насыщенные барабанные линии, странные звуки или смешной кавер известной песни. Чтобы как «маленькая смерть». Порой притягивает сложность аранжировки, полнота звучания или огромное количество инструментов на единицу времени.

«Клубняк», попса (не путать с поп-музыкой) и подобный гротеск от музыки не несет в себе ценности совершенно точно — такая музыка забывается даже ее обожателями через год-два, уступая место таким же, как под копирку написанным, новым «хитам» для машин и телефонов.

Весенний саундтрек от РЖБ для поездки по Золотому и Русскому мостам

С одной стороны, если ты едешь по мосту, то видишь динамику, технологическо-архитектурного современного монстра, сродни Годзилле или Оптимусу Прайму. И вот тут уместны грязные фьюз-гитары и тягучие жирные барабанные линии. Добавим немного странного для уха вокала и/или звучания, чтобы не получился тривиальный американский хард-рок. Кроме этого, я бы хотел ехать на предельной скорости, а значит трек у нас выйдет всего один. Поэтому выбор очевиден.

Sroeng Santi — Pai Na Pai

А можно, чтобы не отвлекаться на вокал, выбрать инструментальный трек. Мне кажется, что настоящий итальянский крайм-фанк будет прекрасным саундтреком для такой поездки.

Calibro 35 — Giulia Mon Amour

С другой стороны, если ты идешь пешком или просто стоишь на краю моста, то видишь море и некую гармонию безумной владивостокской застройки и природы вокруг. Думаю, многие согласятся, довольно необычное сочетание. И вот тут лучше послушать спокойную, гипнотическую и, в некотором смысле, космическую раннюю электронику. Чтобы посмотреть как растягивается время в одном и том же месте, но в разных состояниях.

Marcel Hendryckx – Hypnose Réelle

  • Iliya Kanuhin

    подборка окейная.

Новые материалы