23 января — Люди
Репортёр Иван Чесноков: «Проживите с человеком его жизнь»
Главное из лекции «Как написать живую историю и что с этим делать дальше»

Текст: Валентина Михайлова
Фото: Василиса Вакилова

19 января в библиотеке «Бук» прошла открытая лекция независимого журналиста Ивана Чеснокова «Как написать живую историю и что с этим делать дальше».

За четыре года в профессии Иван работал в изданиях «Бумага», «Новая газета» и столичных «Йод», «Коммерсантъ» и ТАСС. Последние полтора года сотрудничает с проектом «Такие дела». «Вл3000» записал мысли и советы репортёра.

Что такое человеческая история

Самое интересное, сложное, но важное в журналистике — даже не живые истории, а человеческие. Новости и заметки прочтут только в день выхода, потом забудут. Рассказы о людях останутся в памяти. Все мы говорим о себе и окружающих, о грустном и весёлом. Такое запоминается. Причём не важно, социальная это история или рассказ о политике.

IMG_4471

Где найти живую тему и как с ней работать

Проще всего открыть новостные городские сайты и искать то, что заинтересует. Но помните, ни одну историю не стоит писать в слезливом тоне. Такой текст никому не поможет и скорее только оттолкнёт. Пишите живым языком, без штампов. Дайте читателю прочувствовать героя: используйте простую речь, диалоги, детали, образы.

Нельзя скатываться в простое описание. Это значит, что вы недопоняли персонажа. О позитивном писать можно и нужно, просто найдите проблему внутреннего или внешнего характера, некий конфликт.

Чтобы научиться писать, читайте тексты лучших репортёров. Я читал The New York Times, The New Yorker, Washington Post и The Atlantic.

Сбор информации

Чтобы написать хорошую историю, во-первых, проживите с человеком его жизнь. Не пару часов, а несколько дней или неделю. Так вы увидите характерные детали, которые составят полное представление о герое. Например, предмет в доме персонажа или стиль общения с родственниками.
Во-вторых, поговорите с разными людьми, связанными с героем. Они расскажут о нём по-разному, это поможет составить чёткий портрет.

Принцип драматургии

Человеческая история, построенная на принципах драматургии, схожа с документальным кино. Автор показывает персонажа или явление через внешнее или внутреннее.

Главное в истории — яркий герой, интересная тема и захватывающий сюжет. Здесь, как в кино, рассказ не будет играть без характерных деталей, сюжетных поворотов, завязки, кульминации и развязки.

006_16-1280x960

Фото Ивана Чеснокова из его репортажа-дневника бездомного «Записки из трущоб»

Что делать дальше

Продать материал сложно. Однако, если вы написали захватывающий текст на интересную тему, то издания согласятся его опубликовать. Например, «Такие дела»  — издание, нацеленное на то, чтобы показать настоящего человека. Здесь всегда ищут внештатных авторов в регионах.

«Коммерсантъ» — довольно закрытая и консервативная структура, которая больше нацелена на ежедневные заметки. Однако, если вы достучитесь до редакторов, то из этого может что-то получиться. Esquire интересуют истории сильных и слабых людей с интересной судьбой.

Платформы для самостоятельной публикации

Для работы есть Tilda — самая популярная платформа для бесплатной публикации текстов, фото и видео, создания мультимедийных проектов. 

Платформа Readymag помогает создавать визуальный контент в виде собственных презентаций, лонгридов и журналов. Readymag — вещь для дизайнеров, спроектированная дизайнерами. Проста и наглядна.

Помните, что в нашей действительности важна подача. Гениальный пустой лонгрид меньше прочтут, чем материал хотя бы с фотографиями — аудитории важны картинки.

Нина Король

Нина Король (Владивосток) — героиня мультимедийной истории о робинзонах на островах Дальнего Востока. В декабре 2016 года Иван Чесноков получил грант HackPack и NewsRep на реализацию этого проекта

Как достучаться до редакторов

Главный совет — постоянно напоминайте редакторам о себе. Им совершенно не важно, кто вы и что у вас гениальный текст. У них много работы, а платят мало. Стучитесь, может в десятый раз, но дверь откроют.

Достучавшись до редактора, нельзя сразу писать, сколько вы хотите денег, вас неправильно поймут и откажут. Начните с того, что у вас есть классная тема или даже написанный текст, который хотелось бы опубликовать. Когда редактор попросит коротко рассказать суть, важно заинтересовать его, продать товар. Описывайте не слишком настойчиво и правдиво. Расскажите, зачем хотите написать, почему эти герои или тема интересны.

Людикудамы

Мультимедиа-проект о трагедии на Сямозере и о жителях ближайшего поселка Кудама, которые первыми оказались на месте трагедии, спасали детей, а после помогали МЧС искать погибших. Репортаж Ивана Чеснокова

Как найти свой стиль

Журналистика — не творчество, а ремесло. Здесь важно найти наставника, который будет вас направлять. Учитесь у него, слушайте и делайте то, что он говорит, даже если не согласны.

Если не получилось сразу найти учителя, пишите, звоните, связывайтесь с профессионалами, спрашивайте совет. Людям приятно, когда интересуются их мнением. Набирайтесь опыта, советуйтесь с профессионалами, читайте работы лучших, стажируйтесь в редакциях. Со временем найдёте себя.

Максим Ваганов

История 19-летнего Максима Ваганова, который сначала уехал в Донбасс, а потом в Ирак — сражаться с террористической группировкой ИГИЛ (запрещена в России) на стороне курдов

Рекомендации

Hackpack.press — глобальный сервис, нацеленный на развитие профессиональной журналистики и для помощи СМИ. Сеть работает для журналистов, корреспондентов, редакторов, фотокорреспондентов и видеооператоров. Здесь собраны объявления о вакансиях в штат и на фриланс, информация о грантах.

«Telling True Stories» Mark Kramer и Wendy Call — книга о том, как найти хорошую тему, написать структурированную историю и продать её. 

«StoryCraft» Jack Hart — книга о том, как понять структуру истории и таких её элементов, как сцена, действие и характер.

Полная запись лекции «Как написать живую историю и что с этим делать дальше»

По теме: Гости города: Фотожурналист Сергей Максимишин

Новые материалы