7 декабря — Люди
Память Владивостока: Что стоит знать о профессоре Викторе Обертасе
Об одном из самых известных архитекторов Владивостока, преподавателе и авторе идеи флага Приморского края

Текст: Елена Белова, Роман Гек
Фото: VL.ru, Kfss.ru, Arseniev.org

29 ноября 2016 года во Владивостоке ушел из жизни Виктор Обертас — профессор кафедры архитектуры и градостроительства Инженерной школы ДВФУ. За свои почти 80 лет он стал автором многих проектов общественных и промышленных зданий, руководил реставрацией гостиницы «Версаль», владивостокского жд\вокзала, особняка Иоганна Лангелитье и Безымянной батареи. 

Редакция «Вл3000» попросила рассказать о Викторе Обертасе его ученика-архитектора Романа Гека, профессора Валентина Аникеева и главного хранителя музея Арсеньева Нину Керчелаеву.

Архитектор Роман Гек о Викторе Обертасе

viktor-obertas

Диалог со студентом на уроке проектирования:

— … ну вот что это за тамбур такой? Что сюда войдет?
—  Что-нибудь маленькое войдет.
— А гроб?
— Че-чего…?
— Гроб как здесь пронести?
— Чей гроб?
— Планировка квартиры должна предусматривать возможность выноса человека на носилках. Вырежи гробик в масштабе и «потаскай» по своим планам.

Не дожив два дня до своего 80-летнего юбилея ушел из жизни преподаватель с большой буквы. Лично я могу описать его, будучи преданным студентом. 

Когда я учился в архитектурном институте ДВПИ, Виктор Александрович преподавал у нас проектирование, моделирование, конструкции и историю. На его лекциях всегда были полные аудитории, и эти пары почти никто не прогуливал. Обертас запомнился большинству как требовательный и строгий преподаватель, но он прививал нам любовь к пространству и тому, что мы делаем. Именно он открыл нам все прелести золотого сечения, гармонию античных греческих строений и привил любовь к функционализму Ле Корбюзье. 

Лекция «Генеральный план Владивостока: от основания города до первой трети ХХ века»

Из интервью Виктора Обертаса в феврале 2010 года: «Город — это система открытых и закрытых пространств. Любое пространство действует на психику человека. Если сделать улицу в виде коридора, просто обрамленного стенами и фасадами домов, то она хорошие эмоции вряд ли вызовет. В теории градостроительства всегда говорилось о создании открытых пространств — площадей, скверов. Чтобы у жителя Владивостока была возможность видеть море и залив, необходимостью являлось создание неких обзоров. Соответственно, были определенные принципы, которые должны применяться. Но сейчас все это нарушено. Причем в большинстве случаев здания появляются незаконно: изначально проектируется одно, а потом неожиданно появляется другое».

Виктор Александрович родился в Одессе, и каким-то чудом оказался здесь. Забавно, но этот одессит знал о Владивостоке больше, чем любой местный житель. После окончания строительного института он сразу попал на руководящую должность в «ПромстройНИИпроект», и уже после  — в архитектурный институт ДВПИ.

Мне рассказывали, что АРХИ всегда был частью строительного института, и благодаря «ВАО» (так Обертас подписывал проекты) удалось выделить архитекторов в самостоятельную структуру и не позволить ее распустить в 90-е. Сейчас то, что когда-то было АРХИ ДВГТУ имени Куйбышева, называется архитектурным факультетом Инженерной школы ДВФУ.

Я никогда не интересовался его наградами. Знаю только, что дома у Обертаса была коробка в дальнем углу, куда он складывал свои «титулы» и доставал только по просьбе. Во время его работы «ПромстройНИИпроект» был одним из ведущих проектных институтов на Дальнем Востоке, поэтому Виктор Александрович работал над самыми масштабными и интересными объектами.

flag-primorskogo-kraya

Идею флага Приморского края в 1995 году предложил Виктор Обертас

Каждый знает о «тысячекоечной» больнице, каждый проезжал мимо Артем ГРЭС и проходил по центральной площади Владивостока. А кто-нибудь знает автора идеи флага Приморья? Ко всему этому имел отношение Виктор Обертас. Он стоял за каждой крупной реконструкцией исторического здания во Владивостоке — от дома Лангалитье до Арки Цесаревича, чаще всего в скромной должности научного консультанта. 

Большой человек умер… В последние дни у него отказали ноги, и его раздражало, что он не мог пойти на лекции к своим студентам.

Профессор и член-корреспондент РААСН Валентин Аникеев о Викторе Обертасе

С Виктором Обертасом я работал в «ПромстройНИИпроекте» в 1960-70-е годы. Он начиналл в архитектурно-строительном отделе под руководством архитектора Леонида Столяревского, а потом стал и начальником отдела. Почти все объекты, которые проектировал «ПромстройНИИпроект», прошли через руки Обертаса. Хороший памятник ему — здание бывшего Центра научно-технической информации на Светланской, 115. В 1972 году я передал ему бразды правления главного инженера.

cnti

Здание бывшего Центра научно-технической информации на Светланской, 115

Из интервью Виктора Обертаса в феврале 2010 года: «Проектировать красивые дома в советское время было практически невозможно. Приходилось работать в жестких рамках, потому что был только определенный набор конструкций. Однажды я попытался сделать маленькое отступление — при проектировании дома рядом с фабрикой “Снежинка” на ул. Гамарника. Захотелось сделать кирпичную вставку, чтобы не было унылого бокового фасада. Сколько я натерпелся с этой кирпичной вставкой! Для строителей это казалось просто нелепым отступлением от норм».

Потом Виктор Александрович ушел в ДВПИ и активно участвовал в создании Николаем Рябовым и Юрием Траутманом архитектурной школы Владивостока — отделения, факультета, затем Архитектурного института ДВПИ (ДВГТУ). Он вел преподавательскую работу, а потом стал и директором института. Многие нынешние архитекторы обязаны Обертасу, щедро отдававшему свои знания и опыт.

Особое внимание он уделял вопросам охраны памятников истории и культуры, многие годы возглавлял краевое общество ВООПИК (Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры), и неслучайно его избрали действительным членом Академии архитектурного наследия. В том, что во Владивостоке удалось сохранить многие памятники, есть и заслуга Обертаса.

arka-cesarevicha

Виктор Обертас входил в группу архитекторов, которые стали авторами проекта воссоздания Николаевских триумфальных ворот — Арки Цесаревича

В творческой среде Владивостока Виктор Александрович был признанным авторитетом в вопросах архитектуры, сохранения культурного наследия и исторической памяти города. Его уход из жизни — серьезная утрата для тех, кому дороги история и культура Владивостока и Приморья.

Главный хранитель музея Арсеньева Нина Керчелаева о Викторе Обертасе

Памяти Виктора Обертаса, помощника, консультанта-бессребреника, друга и дарителя.

Музей безгранично благодарен Виктору Обертасу за радость общения с ним — незаурядной личностью, человеком глубочайшей внутренней культуры и интеллекта, а также за неоценимую помощь в делах.

Практически тридцать лет — с 1976 до 2016 года — Виктор Александрович являлся самым активным и деятельным членом Ученого совета музея Арсеньева. К музейным проблемам он относился с присущими ему открытостью и основательностью, и никогда не обсуждался вопрос об оплате его участия.

Дом Чиновника или иначе Мемориальный Дом-музей семьи Сухановых — единственный в России музей царского чиновника

В 1976 году Обертас разработал проект восстановления архитектуры и внутренних интерьеров мемориального Дома-музея первого председателя большевистских Советов Владивостока, ныне — Дома-музея семьи Сухановых. Позже он многое сделал для восстановления здания, для появления в нем мемориального музея Арсеньева. Также Виктор Александрович консультировал музей при создании памятника Арсеньеву, установленному возле Дома путешественника.

Вопросов к Обертасу у музея всегда было множество, и всегда мы получали самую квалифицированную помощь и советы. Касалось ли это устройства лифта в музее на Светланской, 20, или «неустранимой» течи крыши на Петра Великого, 6.

Последним проектом, обсуждаемым с Виктором Александровичем, стал концептуальный план создания музейной выставки «Вызов забвению: опыт археологии утраченного». Автором проекта выступил выпускник института архитектуры и дизайна Андрей Василенко, один из его бывших учеников. После учета мнения Обертаса общая идея выставки преобразилась, приобрела более современный подход к решению предлагаемой задачи.

vyzov-zabveniyu2

На выставке «Вызов забвению: опыт археологии утраченного»

Кстати, многие из артефактов, представленные на выставке, поступили в музей именно от Виктора Александровича. Это были декоративные элементы старой архитектуры Владивостока — резные наличники, фрагменты деревянных козырьков, кованых решеток и калиток, авторские экземпляры архитектурных проектов здания Восточного института, центральная часть Васильевского демонстрационного плана проекта «Большой Владивосток».

Виктор Обертас стал дважды лауреатом премии Арсеньева. В 1992 году — лично, в числе первых четырех лауреатов, и позднее — за восстановление Арки Цесаревича в группе архитекторов. 

Обертас умудрялся делать столько всего для студентов, своего института, музеев и для сохранения культурного и духовного наследия Владивостока. Поэтому присвоение ему звания Заслуженного работника культуры РФ всей культурной общественностью города было встречено с глубоким удовлетворением.

Новые материалы