22 сентября — Люди
Мария Антонова: От «Меридианов Тихого» к работе кинопродюсером
Почему за короткометражными фильмами будущее и как продвигать свое кино в России и за границей

Текст: Елена Белова
Фото: из архива героя

В 2012 году Мария Антонова переехала из Владивостока в Москву, чтобы поступить на продюсерский факультет. До этого она была координатором программного отдела кинофестиваля «Меридианы Тихого» — организовывала работу отдела, курировала международное жюри, участвовала в первичном отборе конкурсных фильмов и занималась логистикой фильмокопий.

Уже два года подряд Мария Антонова привозит на «Меридианы Тихого» свои короткометражные фильмы: в прошлом году — «Закат» Андрея Анненского, в этом — «Иваныч» Сергея Боровкова, новый проект своей киностудии «Сиверсайд».

Как появилась киностудия?

В Москве я поступила в МГУКИ и параллельно начала работать в качестве ассистента продюсера на студии Александра Прошкина «Амкарт». Затем перешла на «Метроном фильм» Арсена Готлиба, а после — на студию «Пассажир» Александра Миндадзе.

iz-arxiva-marii-antonovoj-4

Работа с международным жюри МКФ «Меридианы Тихого», Владивосток

Так постепенно выросла до координатора проектов, а потом стала исполнительным продюсером и продюсером. Занималась всем — от ведения переписки и переводов, до проката и продвижения фильмов на фестивалях.

Одним из последних больших проектов, где я работала с «Пассажиром», стала картина Александра Миндадзе «Милый Ханс, дорогой Петр», снимавшийся совместно с Германией и Великобританией. Там пригодились и мои языковые навыки.

В мае 2016 я возглавила киностудию «Сиверсайд», основанную режиссером Валерием Харьковым несколько лет назад. Мы познакомились, когда работали над его короткометражным фильмом «Сейф» на студии «Пассажир».

Иметь свою студию важно, чтобы быть независимыми и делать то, что нравится, — работать с близкими по духу людьми и снимать те фильмы, которые хочется снимать.

Продюсер и исполнительный продюсер. Чем занимаются эти люди?

Исполнительный продюсер — это своего рода менеджер проекта. Он занимается организацией процесса кинопроизводства: от расчета лимита затрат до строительства декораций и подбора персонала. Основная задача исполнительного продюсера — всё рассчитать, подготовить и провести съемки.

Генеральный продюсер же отвечает за выполнение более глобальных задач: привлечение и поиск финансирования, подбор творческого состава, разработка общей стратегии продвижения картины.

iz-arxiva-marii-antonovoj-5

На съемках короткометражного фильма «Сейф». Оператор Карен Манасерян

Ваша киностудия сейчас с какими фильмами работает? На чем вы специализируетесь?

Сегмент, в котором я работаю, — это авторское кино и, конкретнее, «короткий метр». В будущем мы планируем снимать и «полный метр», но на данный момент я болею короткометражным кино и сосредоточилась на нем. В этом случае я могу быстрее увидеть результат — через три месяца или полгода, а для студии наши проекты станут хорошим опытом и базой для дальнейшей работы.

Короткометражный фильм Сергея Боровкова «Иваныч»

В настоящее время я веду пять коротких фильмов, три из них находятся в стадии фестивального продвижения. Это «Закат» Андрея Анненского, «Иваныч» Сергея Боровкова, «Родная душа» Павлы Стратулат. Еще один «короткий метр» сейчас в монтаже — это «Костик» Иры Волковой. И один проект на стадии сценария, его мы будем снимать следующим.

Могу сказать, что наши фильмы объединяет то, что они «говорят» о сегодняшнем дне. Вчера, сегодня, завтра. Наши режиссеры снимают о том, как мы живем, что с нами происходит и что мы чувствуем. Сегодня. Мне кажется, это очень важно.

Разве не многие снимают о сегодняшнем дне?

В России каждый год появляется баснословное количество короткометражных фильмов, большинство из которых остаются лежать на полках. 80% — это студенческие поиски своего «языка» и формы, но находятся и мини-шедевры, достойные внимания зрителя.

В основном, молодые люди, которые только окончили университеты, увлечены рефлексией по прошлому, Второй мировой, другим историческим событиям. Они не всегда способны документировать день, в котором живут. Я понимаю, кто-то может снимать и о том, что было в 1945 году или во время Холокоста. Если тебя действительно волнует тема или это история твоей семьи, тогда ты способен ее прожить и показать. Но чаще всего, к сожалению, молодые кинорежиссеры делают это плохо и поверхностно.

iz-arxiva-marii-antonovoj-7

С режиссерами — Андреем Анненским и Валерием Харьковым

А что еще можно сказать о «коротком метре» в 2016 году? Какие темы начинают звучать?

Многие пытаются делать «смешно», и это не плохо. Просто не всегда удачно получается. «Короткий метр» в формате анекдота может прекрасно существовать. Зритель уходит из зала с хорошим настроением и яркими эмоциями.

Еще появились истории, связанные с кредитами, ипотеками и разными займами. Например, победитель «Кинотавра» в этом году — фильм «Кредит» Вадима Валиуллина. Это короткометражка о том, какое место деньги занимают в жизни человека.

Но несмотря на тренды, для меня всегда важнее авторское высказывание. Я не буду снимать о коллекторах просто потому, что это актуально и модно. Пока я только в начале пути, но хотела бы работать с тем, что мне по-настоящему интересно.

iz-arxiva-marii-antonovoj-6

На церемонии вручения премии кинокритиков «Белый слон». С Александром Миндадзе, Лизой Антоновой и Андреем Анненским

Насколько перспективно снимать короткометражные фильмы в России?

Я считаю, что за «коротким метром» — будущее, особенно в период кризиса. Потому что это одна из самых доступных возможностей снимать кино и выражать себя как автора. Не нужно собирать команду в сто человек и искать миллиарды, фильм можно сделать и за 100-300 тысяч рублей.

У нас в стране «короткий метр» обычно считают лишь «визиткой» режиссера перед «полным метром», а за финансовой поддержкой не к кому и некуда идти. У Министерства культуры РФ нет программ для субсидирования подобных лент. В России есть единичные случаи конкурсов, которые направлены на развитие короткометражных фильмов.

Очень хочется, чтобы в нашей стране появилась такая система, которая действует во Франции, где «коротышей» поддерживают на трех уровнях: государственном, региональном и городском. Вы можете получить поддержку на любом уровне, в том числе от телеканалов и коммерческих компаний. Режиссеры подаются на гранты и субсидии по разным направлениям — от написания сценария до производства.

iz-arxiva-marii-antonovoj-3

Круглый стол, посвящённый проблемам производства и финансирования короткометражного кино в России. Париж

Тогда где вы находите деньги на свои картины?

Всегда есть составные части из разных источников, каждый вкладывается по-разному. Кто-то деньгами, кто-то техникой или возможностью бесплатно работать в течение 12-часовой смены.

Мне везет с режиссерами, мы всегда стараемся находить компромисс в денежном вопросе и каждый со своей стороны ищем финансы. Я верю в частные инвестиции, это намного эффективнее и быстрее срабатывает. Например, мой партнер по студии Валерий Харьков свою короткометражку «Сейф» финансировал сам.

Еще есть система краудфандинга, о которой я каждый раз задумываюсь при подготовке проектов, но так и не реализовала. Уже всё знаю об этом (смеется), и понимаю, что кроме сбора денег, это еще и хороший пиар. И тут, чем у тебя больше социальное окружение и число подписчиков в фейсбуке, тем быстрее на тебя обратят внимание.

А так, часто молодым режиссерам в нашей стране приходится работать кем угодно, чтобы заработать деньги на свои картины, — грузчиком, менеджером, промоутером. Брать кредиты.

На съемках фильма «Закат» Андрея Анненского

А что касается проката короткометражных фильмов в России?

Есть только единичные случаи. Например, президент кинофестиваля авторского короткометражного кино «Арткино» кинорежиссер Сергей Тютин ежегодно делает фестивальный тур для лауреатов фестиваля. Фильмы покажут в России и за рубежом. Что-то делает и «Кинотавр»: собирает программу «коротышей» и показывает на большом экране. Кроме альманахов и сборников, «короткий метр» можно прикреплять и к полнометражным картинам. Так, например, работает телеканал Arte во Франции.

Для нас и режиссеров любая возможность показа на большом экране — до дрожи в коленях. Где еще, кроме соцсетей, получится увидеть реакцию зрителя на свое «высказывание»? Наш фильм «Закат» на кинофестивале в Клермон-Ферране (он вошел в конкурсную программу) показывали пять раз. И мы каждый день ходили смотреть свое кино. Один раз прямо перед нами закончились места, потому что в зале был аншлаг. Аншлаг на сеансе короткометражек! Где это видано? Во Франции!

Как тогда продвигать авторское кино и зарабатывать?

Я делаю, что в моих силах. Составила базу фестивалей «короткого метра» со всего мира, где продвигаю свои фильмы. Опытным путем нашла какие-то инструменты для продажи картин. И если не в России, то знаю, как это работает за рубежом — можно найти дистрибьютора или sales-агента, чтобы фильм появлялся на больших экранах.

Так, в прошлом году мы продали фильм «Закат» французскому дистрибьютору. Конечно, это не миллионы, но у нас теперь есть договор, по которому он представляет картину кинотеатрам, пристраивает на телеканалы и в интернет. Работаем «по роялти» 50 на 50 — небольшие деньги, но фильм живет своей жизнью и встречается со своим зрителем.

Что делать начинающим режиссерам — есть рекомендации?

Снимать, снимать и снимать. Но я против того, чтобы делать это кустарным способом. Должен быть профессиональный подход и приемлемая техника, хорошие видеокамеры. Это необходимо для того, чтобы с фильмом можно было потом работать и иметь возможность показать картину на большом экране.

Понятно, что чаще всего режиссеры «короткого метра» сами становятся продюсерами своих картин. В этом случае, в продвижении сильно может помочь «Фестагент», где собрана большая база кинофестивалей с дедлайнами и рекомендации на русском языке. Также нужно подготовить фестивальный пакет, зарегистрироваться на фестивальных платформах-агрегаторах (withoutabox.com, clickforfestivals.com, shortfilmdepot.com). Так, пять платформ вам дадут выход на сотни фестивалей.

Чтобы бить точно в цель, нужно хорошо понимать, какой фильм какому фестивалю (стране, отборщику) может подойти. В этом мне помогает опыт, полученный на «Меридианах Тихого» в программном отделе.

Если вы хотите лично мне прислать фильм, то пишите на почту ilnomerosa@gmail.com. Я всегда дам комментарии, что интересно, а что нет, по моему мнению.

semochnaya-gruppa-filma-milyj-xans-dorogoj-petr

Съемочная группа фильма «Милый Ханс, дорогой Петр» Александра Миндадзе

Чего вы не знали о российской киноиндустрии, когда уезжали из Владивостока? Есть такие моменты?

Скажу, что у меня были несколько мечтательные представления об учебе на продюсерском факультете. Думала, что приеду, а нам всё расскажут, и сразу начнем снимать. Теперь понимаю, что самое главное в сфере кино, — начинать работать. Приходить на проекты, которые вам интересны, и устраиваться хоть буфетчицей или простым рабочим на площадку.

Что касается образования, то наиболее полезными в Москве будут очные отделения ВГИКа и ВКСР (Высшие курсы сценаристов и режиссеров), а для документального кино — школа Марины Разбежкиной. Всё остальное не имеет большого смысла, вам не дадут ничего такого, что вы бы не могли получить на практике.

Новые материалы