16 марта — Культура
Городской конструктор: Чем живёт современное искусство в России
Куратор триеннале в «Гараже» — о развитии современного искусства в регионах и поддержке художников в стране

Текст: Городской конструктор
Фото: из архивов художников

10 марта в музее «Гараж» открылась первая триеннале современного искусства. На выставке представлены работы более шестидесяти художников из разных городов, включая арт-сообщество «33+1» из Владивостока. 

«Вл3000» выбрал цитаты из интервью Strelka Magazine с одним из кураторов триеннале Александрой Обуховой о развитии современного искусства в регионах и поддержке художников в стране. 

Нужно что-то сделать для России

Идея триеннале впервые была высказана главным куратором «Гаража» Кейт Фаул, которая буквально сказала следующее: «Нужно что-то сделать для России», — и с большим энтузиазмом была поддержана директором Антоном Беловым.

При этом кураторы музея поначалу были растеряны, поскольку не знали, какую методологию выбрать для подготовки этого проекта. В итоге мы ушли от каких бы то ни было готовых рецептов, и сама мысль о том, что мы знаем, как устроено русское искусство, была отброшена.

Так возникла идея полевых исследований в регионах. В каждом из них мы выявили наших возможных партнёров, художников и «тайных агентов», через которых пытались прояснить ситуацию с точками посещений: в какие города стоит ехать, а в какие нет.

Филиалы ГЦСИ в Екатеринбурге, Калининграде, Нижнем Новгороде, Томске и Владикавказе, а также отдельные культурные центры, галереи и специалисты помогли составить общую картину и построить маршруты исследования. Мы поделили между собой федеральные округа и в мае отправились в путешествия, которые длились до начала сентября.

Поначалу у нас был широкий отбор. Проблема заключалась в том, чтобы уйти от стандартного кураторского диктата, который навязывает материалу свою волю, тематизирует те аспекты, которые интересны лично ему, но могут быть не интересны художникам. Мы хотели быть более или менее объективными.

Вокруг — огромная страна

Всех, кого мы отсмотрели, показать не удалось бы физически, даже если бы нам дали ещё один «Гараж». Дело не в квадратных метрах, а в том, чтобы осмыслить этот объём. Чтобы передать его зрителю, нужно было провести интеллектуальную операцию, которая позволила бы систематизировать эту пёструю картину. Всем кураторским составом мы снова и снова возвращались к нашим путешествиям, пытаясь выявить общие сюжеты, технологические предпочтения или стилевые повторы.

Таким образом, в каждом городе оказалась своя «мастер-фигура». Термин мы позаимствовали у социолога Алексея Юрчака, который с его помощью описывает персону, формирующую вокруг себя среду. Эта фигура своим присутствием вдохновляет окружающих и заставляет их работать, невзирая на сопротивление традиционного, костного, консервативного академического мира.

Триеннале-6

Монстрация в Новосибирске 1 мая 2016 года. Фото: Сергей Мордвинов

Мы выяснили, что один из общих векторов развития во всех точках России — активистское искусство, сильно выросшее за последние пять лет. В центре этого направления располагаются два феномена, самые динамичные или влиятельные на сегодняшний день. Первый — монстрации, возникшие в Новосибирске и распространившиеся по всем городам страны. Второй — феминистское искусство, которое проявляет себя в разных форматах. 

Разность контекста

Мы обращали внимание на то общее, что нас объединяет. Региональные акценты так или иначе себя проявят: художник из Казани будет работать иначе, чем художник из Калининграда.

Разница в развитии арт-активизма связана с тем, насколько отличаются регионы нашей страны по степени открытости: что возможно в одном городе, невозможно в другом. Поэтому один из выбранных видеофрагментов — это монстрация 2014 года, проведённая в Симферополе. Из этого видео можно узнать две вещи: насколько небольшим является крымское художественное активистское сообщество и как агрессивно настроена социальная среда к выходам на площадь.

Открытые системы

Для меня было важно, когда художники в Симферополе открыли квартирную галерею, действуя на свой страх и риск. Они находятся в отчаянном положении: там нет поддержки современного искусства ни со стороны частного инвестирования, ни со стороны государства. В таких же обстоятельствах находятся художники в Москве, Владивостоке, Тольятти, Воронеже. Но есть технологии и методы самоорганизации, которые позволяют искусству жить и развиваться вне институций.

Пять задач, которые мы должны выполнять: горизонтализация, самоорганизация, экономическая помощь, социальная и информационная поддержка. Причём не обязательно быть для этого куратором из Москвы. Самара, одно из самых благополучных в этом отношении мест, может помочь художникам из Симферополя. Именно она моделирует образцы поведения и выживания, солидарности и взаимоподдержки, так необходимые художникам, которые стоят против большого враждебного мира, имперского сознания, консерватизма и ретроградности.

Для людей в Грозном чрезвычайно важно, что два художника оттуда будут представлены на триеннале. И у людей, которые живут и дышат современным искусством там, ситуация гораздо хуже, чем в Самаре и даже в Волгограде, где тоже всё непросто. Для них имеет значение, что в одном контексте с ними будут не только основатели музея Даша Жукова и Роман Абрамович, а Елена Слобцева из Перми, Павел Шугуров из Владивостока, группировка «ЗИП» из Краснодара. Современное искусство — это прекрасный инструмент для объединения и включения.

Триеннале-7

«Ирония как ландшафт», №1. 2015 / Антон Забродин, Калининград

Если мы говорим об изменениях, к которым это приведёт, то прежде всего это счастливая возможность для Москвы перестать надуваться от собственной значимости. С другой стороны, намного важнее то, что русское искусство, крайне недооценённое в мировом художественном сообществе, станет замеченным. 

В «Гараж» приезжает много международных кураторов, журналистов и музейщиков. Нужно не просто показать им срез современного русского искусства, но обратить внимание на то, что в этом случайном наборе событий можно раз в три года вычленить итог серьёзной интеллектуальной аналитической работы. Ведь мы не просто делаем выставку, которая будет повторяться раз в три года, а создаём информационную платформу, развёрнутый справочник имён и произведений художников из самых разных регионов.

Плашка_GK_black

Новые материалы