14 ноября 2016 — Культура
Мнение: Чего ждать от Beat Weekend в кинотеатре «Уссури»
Алексей Зайцев рассказывает о новом Джармуше, как в Грузии солнце отдает Калифорнией и попытке Placebo понять Россию

Текст: Алексей Зайцев

С 17 по 20 ноября в «Уссури» пройдет независимый кинофестиваль Beat Weekend, на котором покажут пять фильмов о музыке и культурных феноменах. Алексей Зайцев одним из первых посмотрел программу фестиваля и написал о том, чего от нее стоит ждать.

Placebo: ALT.Russia

Отметив свое двадцатилетие, группа Placebo отправилась в тур по городам России. С подачи басиста Стефана Олсдала, музыканты решили снять документальный фильм про путешествие. Но сделать просто роад-муви о гастролях было бы слишком просто. Поэтому сделали фильм не столько про Placebo, сколько про Россию.

Музыканты проехали часть Транссибирской магистрали на поезде, всматриваясь в окна по пути, а в городах встречались с художниками, музыкантами, архитекторами и журналистами. Получилась серия интервью с интересными людьми, которые занимаются творчеством в далёкой и таинственной стране, про которую известно только то, что там Путин пьет водку и катается на медведе с балалайкой.

В фильме Брайан Молко и Стефан Олсдал впитывают незнакомую культуру и пытаются понять ее. Они говорят с аниматором о том, сложно ли заниматься творчеством в России. С главным редактором телеканала «Дождь» беседуют о политике и цензуре, а с художниками — о стрит-арте и выставках. Все это перемежается дорожной жизнью рок-звёзд и концертами, перед каждым из которых музыканты волнуются, как новички.

Получился очень динамичный фильм, в котором Placebo выступает лишь посредником между зрителем и погружением в культуру России.

Когда земля кажется легкой

В Грузии солнце отдает Калифорнией, пустой бассейн оттеняют листья пальм. Молодые парни катаются на скейтах, читают рэп и делают себе татуировки подручными средствами. Им нет дела до телевизора, их не сковывают вековые традиции и не беспокоят протесты против ЛГБТ-сообщества, во время которых священнослужители раскачивают автобусы, кричат и бьют геев. 

Скейтеры выпадают из окружающей действительности: они просто играют в видеоигры, бухают и катаются по улицам. Авторы периодически задают героям странные вопросы, подводя к нужным ответам: «Ты играешь в видеоигры? Это твой способ уйти от реальности?». Но чаще ребята сами говорят все, что хотят сказать. Они чувствуют потребность быть услышанными, потому что никто другой их слушать не хочет. 

Это фильм о романтике упадничества, ночных вечеринках в закрытом парке Мтацминда и о той стороне Тбилиси, которую мы не привыкли видеть. И это фильм о том, что интересная тема сама по себе не способна быть двигателем сюжета, если реализация хромает на обе ноги.

Gimme Danger. История Игги и The Stooges

Джим Джармуш («Кофе и сигареты», «Мертвец»), будучи хорошим другом и большим поклонником Игги Попа, снял фильм о величайшей, по его мнению, рок-группе в мире — The Stooges.

Интервью с Игги и другими участниками оформлены архивными видеозаписями, вырезками из фильмов и абсурдной анимацией в духе Монти Пайтона. Свидетели рассказывают истории, которым позавидовал бы любой панк, который думает, что умеет тусить.

Например, во время концертов музыкантам приходилось по часу играть что-то невнятное, потому что Игги Поп был пьян и забывал, что нужно петь. Он валялся на полу, танцевал, дрался со зрителями и знакомился с девчонками. Иногда он вспоминал, что это его концерт и начинал истошно орать в микрофон. Иногда, впрочем, не вспоминал, и концерт проходил без выступления Игги Попа, зато с возможностью лично разбить ему лицо бутылкой.

У группы было много трудностей: проблемы с алкоголем и наркотиками, неприятие публикой звучания коллектива, популярность Боуи, к которому ушли все хорошие продюсеры и технари. Джармуш концентрирует внимание зрителя на The Stooges, но и о бэкграунде не забывает. Так что можно примерно понять картину происходящего в те годы.

В свое время Игги Поп и команда изменили панк-сцену, а спустя пятьдесят лет Джим Джармуш снял об этом, вероятно, один из самых интересных, динамичных и сильных документальных фильмов.

Зигги Стардаст и Пауки с Марса

Зигги Стардаст — альтер-эго Дэвида Боуи, сделавшее его музыкантом международного (межпланетного?) уровня. Боуи гастролировал почти год, не делая перерывов. А потом закончил последнее выступление новостью, которая стала сюрпризом для всех.

Пеннебейкер вообще-то зашел на концерт, чтобы снять небольшое промо-видео. Но по неизвестным причинам остался и снял весь концерт, иногда забегая в гримерку к Боуи, где тот менял свои бесконечные костюмы. Перед заключительной песней музыкант сообщил, что Зигги Стардаст уходит на покой. Это был его последний концерт, который оказался заснят на плёнку.

Вы вряд ли увидите в фильме что-то необычное. Это концертное видео с небольшой дозой закулисных разговоров. Но так вышло, что сам концерт стал прощальной иконой, оставшейся на пленке и в памяти счастливчиков, побывавших на нем.

Фонко

В Африке дела идут не очень хорошо, если не сказать больше. Последние 350 лет на континенте продолжаются войны, в том числе и гражданские. Политическая ситуация тоже не помогает — то колонизация или тиран у власти, то нет конкретного лидера.

Посреди этого хаоса документалист Йоран Хьюго Олссон описывает бурлящую жизнь африканцев, для которых музыка — не просто звуки и слова. Это инструмент, с помощью которого можно наладить контакт с соседней провинцией, жителей которой недавно убивали на очередной войне. А также заявить о себе и своем голосе, что в условиях патриархата важно для женщин. Музыка для африканцев — это свобода, которой так не хватает в жизни.

Вы увидите активные попытки уйти от колониального мышления, возвращение к национальным мотивам и народному звучанию, протест против чуждой религии и сумасшедшей демократии (democrazy). Все это Олссон транслирует через интервью с музыкантами, продюсерами и журналистами. Они не только создают музыку и говорят о ней, но борются таким образом за свою свободу и право быть услышанными.

Больше о Beat Weekend во Владивостоке

Новые материалы