24 октября — Культура
Шорт-лист: 7 пьес для молодежи, которые стоит поставить во Владивостоке
Вместе с драматургом Викторией Костюкевич разбираемся в том, что хочется видеть на сцене местных театров

Текст: Виктория Костюкевич
Фото: из архивов спектаклей

Недавно краевой театр молодежи открыл сезон новой постановкой «Героя нашего времени» по Лермонтову. В комментариях для СМИ худрук театра Юрий Гончаров высказался, что в настоящее время театр ищет пьесы о современной молодежи — глубокие и серьезные и не такие, какие нам представляет современная российская драматургия.

Мы попросили молодого драматурга из Владивостока Викторию Костюкевич, чьи пьесы вошли в шорт-листы Волошинского конкурса, сделать для «Вл3000» обзор актуальных пьес о современной молодежи и для современной молодежи. Те, которые стоило бы поставить в приморской столице.

Прежде всего хочу оговориться, что каждый режиссер видит свою работу и подход к пьесам индивидуально. Кому-то достаточно развлечь и заполнить свободное время человека. Другой хочет «сделать операцию на мозге» — так видел свое предназначение французский режиссер Антонен Арто. И этих режиссеров ни в коем случае нельзя сравнивать и предлагать им одинаковый набор пьес. 

Каждый год появляются в России один-два театра, которые хотят и не боятся экспериментировать, на их сценах зритель порой впервые видит постановки Василия Сигарева (автор «Пластилина» и «Страна ОЗ»), Мартина Макдонаха (автор сценария «Залечь на дно в Брюгге») и других.

Владивосток старается не отставать в этом плане, но многих авторов местные театры все еще не могут себе позволить, считая их недостаточно духовными. Плюс из-за опасений потерять зрителя. Касаемо отсутствия духовности у молодежи, соглашусь, что они не так (по-напускному) духовны, как герои 19 века, но они соучастливы, любознательны и умеют любить.

Вот мой условный шорт-лист пьес для молодежи, которые когда-нибудь хотелось увидеть на сценах Владивостока.

«Костик» Марии Огневой

kostik-marii-ognevoj

Спектакль поставили в театре «Театральный особнякЪ» (Москва). Он повествует о событиях драматических: мать и молодая девушка парня, пропавшего без вести, проживают свои чувства то вместе, то против друг друга. В этих сложных отношениях постепенно проступают детали судьбы каждой, от которых картина все более усложняется.

«СВЕТЛАНА. Сволочь ты, Алена. Тварь. Мне когда Костик позвонил и сказал, что встречается с детдомовкой, я сразу поняла, что беда. У него в общаге столько девочек хороших, а он тебя где-то нашел, официантку из забегаловки. Подарки дарил. На руках тебя носил. Передо мной всегда защищал. А ты с ним так, навела на него своих детдомовских уголовников.
АЛЕНА. Пошла вон! Я позвоню в полицию!
СВЕТЛАНА. Звони. Они тебе, знаешь, что скажут? Нет тела – нет дела. Как убьют – приходите».

Молодая девушка становится в очень юном возрасте перед сложными и навалившимися на нее обстоятельствами. Как поступил бы каждый на ее месте неизвестно. Всегда хочется все бросить и заниматься своей жизнью, но что-то ей не дает этого сделать. Возможно, та самая духовность, которой так не достает молодежи.

«Родина» Константина Костенко

rodina-konstantina-kostenko

«Родину» — трагифарс с непредсказуемыми последствиями — поставили в театре нового зрителя «Синтез» (Петербург). Вас ждет патриотическая буффонада со слезами и драками, шпионская история с перевоплощениями, и все это — в глухих закоулках нашей необъятной Родины.

«События разворачиваются в непонятное время, в непонятной стране», — так начинается пьеса хабаровского драматурга. Очень современно и очень в точку, Героя пьесы вербуют стать тайным агентом и работать на благо Родины. Он соглашается, и с этого момента начинается его тернистый путь. Герою пьесы приходится вытерпеть ряд бессмысленных и глупейших испытаний, и основное условие, которое ставится перед ним, — это в любой сложной ситуации повторять «Я люблю Родину». 

«Какое-то болезненное, гнетущее состояние. С одной стороны я вижу, что все вокруг меня ужасно, все рушится и разваливается… Но я каждый месяц встречаюсь с вами и подписываюсь под тем, что я люблю Родину. То есть, я как бы всем доволен, все в порядке». 

В пьесе поднимается масса вопросов: что есть Родина, кто мы для Родины, нуждается ли Родина в нас. Всё смешно и грустно одновременно. Эту пьесу нельзя поставить просто раскидав роли, тут нужна сложная режиссерская работа.

«Машина едет к морю» Алекса Бьёрклунда

mashina-edet-k-moryu-aleksa-byorklunda

Слепого старика и его замкнутого внука Виктора навещает сосед, местный дворник Борис. Все вместе они мечтают о безумных приключениях, не выходя из своего запущенного дома. Внук Виктор совершенно не слышит Старика, он занят своими делами, он рисует и любит тушеную капусту.

«ВИКТОР. Тушёная капуста.
СТАРИК. Это то, что тебя на самом деле волнует.
ВИКТОР. Тушёная капуста.
СТАРИК. Всё твоё существо, концентрируется в тушёной капусте. И при этом, ты вполне счастлив. Не так ли, Виктор?
ВИКТОР. Время. Тушёная капуста.
СТАРИК. Ты полностью выбиваешься, из моих понятий о счастливой жизни».

Спектакль в жанре трагифарса поставили в театре «Особняк» (Петербург). Работа Бьёрклунда помогает переосмыслить свою жизнь и время, которое мы тратим не достижение мечты, а на всякую ерунду. Иногда можно просидеть до самой старости в кресле в вонючей комнате и не сделать ничего, чтобы приблизится к мечте. 


А еще есть «Клятвенные девы» Олега Михайлова, который окунает совершенно в иную молодежь в семье глухой албанской деревни. Василий Сигарев — любая его пьеса становится целым миром, рекомендую «Божьи коровки возвращаются на землю». Также стоит узнать о скандальной, обсуждаемой пьесе Романа Козырчикова «Я — Жюстин», продолжать можно долго.

Пьесы для подростков — это немного другой жанр, где поднимаются совсем иные вопросы. Подростков не волнует государство и чувство долга, им пофиг на отчаяние старости, главное — они сами и все, что с ними связано.

«Учитель химии» Ярославы Пулинович

uchitel-ximii

Пьесу о сумасшедшем учителе химии Федоре Ивановиче поставили в московском драматическом театре «Бенефис». Он как ребенок мечтает об идеальном ученике, везде ищет «мальчика с синими глазами и темным каре». Федор Иванович — больная душа школы, он добр, но беспомощен перед обстоятельствами жизни и даже перед учениками.

Но пьеса не столько о нем, сколько о современной школе и подростках, которые оказываются в центре сегодняшних реалий. У каждого из подростков, также, как и у Федора Ивановича, есть своя мечта в жизни, которой не суждено исполниться. И неважно, что это: учеба в МГУ или плюшевый розовый заяц. Личная исповедь Тани перерастает в коллективную исповедь, которая знакома каждому подростку. 

«Домой» Людмилы Разумовской

domoj-lyudmily-razumovskoj

Пьеса памяти Яны Дягилевой была поставлена в театре Армена Джигарханяна (Москва). Ее совершенно незаслуженно обходят стороной наши театры, более духовного текста про подростков я не встречала. Персонажи спектакля —  детдомовские и интернатские дети, брошенные родителями. Они зло, страшно и инстинктивно пытаются выжить. 

«ТАНЬКА РЫЖАЯ. Вот козлы. Поспать не дадут. Чего разорались?
ФОМА. Ничего. Из-за матери.
ТАНЬКА. Дураки. Нашли из-за чего орать. Не было у вас никакой матери, хоть заорись.
ФОМА. Это у тебя не было.
ТАНЬКА. И у меня не было.
БЛИЗНЕЦ. А у нас была!»

«В монастыре как в миру, а в миру как в аду», — говорит один из главных героев Венька, который несет на себе образ всего духовного в пьесе, именно через него автор зовет к новому спасению. Дети не понимают смысла веры, но пытаются спрятаться за ней, как под одеялом от ночных кошмаров. Такой реквием по потерянным душам.


К пьесам о подростках, заслуживающих внимания, также отнесу «Сказки сквозь камни» Ольги Ширеновой, «Я – против» Насти Колесниковой и «Анна Франк» Аси Волошиной.

К детским сказкам сегодня предъявляются особые требования: не только развлечь, но и научить как поступать в тех или иных жизненных ситуациях. Каждый год появляется минимум одна-две хорошие детские пьесы.

«Эмиль Большая голова» Светланы Баженовой

foto-vladimira-balakina-emil-bolshaya-golova-svetlany-bazhenovoj

В Центре современной драматургии Екатеринбурга поставлена пьеса, написанная в стиле Тима Бёртона. У главного героя Эмиля — огромная голова, ее приходится стягивать ремнями и обручем.

Мальчик очень талантлив, но из-за своего уродства вынужден прозябать в подземелье, о его гениальных творениях никто, кроме хозяина, не знает. Эмиль редко выходит на улицу и никогда не видел других людей. Постепенно становится понятно, каких «особенных» детей автор имеет ввиду.

Пьеса не только поучительная, она о добре, которое несут такие дети в злой мир, который выстроен по своим правилам. Сюжет пьесы переносит в совершенно другую реальность, где любовь и искренность берут верх. 

«Агата возвращается домой» Линор Горалик

agata-vozvrashhaetsya-domoj

Еще одну постановка, которая не оставляет равнодушным, представил театр современной пьесы «Практика» (Москва). Возрастное ограничение стоит «для взрослых от восьми лет», но как показал опыт, пьеса вызывает и бурные обсуждения и у подростков. 

Эта история про Агату, умную и ответственную девочку восьми лет. Она живёт с родителями в доме около леса, на самом краю маленького города. Оставшись одна дома, Агата придумывает для себя приключение: сто шагов в лес и обратно по своим следам на снегу.

«Агата обещает себе, что выйдет всего на две минуты и зайдет в лес всего на сто шагов, а потом повернется и немедленно вернется назад по собственным следам, и окажется дома еще до того, как окончательно стемнеет, и вообще не сделает ничего плохого».

Безобидная прогулка оборачивается встречей с настоящим бесёнком, а затем «игрой в ладоши» с его папой. Так начинается череда интересных и страшных испытаний. Агата физически переживает чувство вины и многие другие противоречивые взрослые чувства. Это пьеса о наших желаниях и об ответственности за них и за себя вообще.

По теме: Пьеса про Владивосток: «Протуберанцы» Виктории Костюкевич

Новые материалы