26 апреля 2017 — Город
Мастер-план: Концепции развития Владивостока на примере других городов
От умной и компактной структуры города — до расширения пешеходной зоны и создания системы эскалаторов

Текст: Юлия Краснова
Тизер: Сергей Шевченко

Японская компания Nikken Sekkei разработает мастер-план Владивостока. На основе анализа сильных и слабых сторон города специалисты уже предложили несколько стратегий развития на примере городов разных стран. Японцы хотят взять от каждого из них понемногу. «Вл3000» рассказывает о направлениях развития и о том, как это применимо к Владивостоку.

Тояма, Япония — умная и компактная структура города

Тояма

Фото: digicacy

В Тояме на острове Хонсю вдоль маршрутов общественного транспорта построили городские объекты культуры. Это сделало благоприятными условия для проживания не только в центре города, а по всей его территории. «Сердцем» Тоямы стал крупный молл с большой бесплатной парковкой.

Специалисты предлагают изменить структуру Владивостока за счёт введения «умной» транспортной системы — например, транспортного кольца. Таким образом решится проблема загруженности дорог и некомфортной городской среды. По мнению экспертов, новые отрасли промышленности будут развиваться, если распределить экономические центры по всему городу.

Манчестер, Великобритания — транзитно-ориентированный деловой центр

Манчестер

Фото: mogazf

Транзитно-ориентированное развитие — это популярный в Европе и США подход к градостроительству. По нему жилые или коммерческие кварталы обеспечивают лёгким доступом к общественному транспорту.

Набережные Сэлфорд — бывшая портовая зона в Манчестере и нынешний транзитно-ориентированный деловой центр, созданный на базе старых объектов. Промышленный район преобразовали в зону предпринимательства — в 1981 году здесь сделали перепланировку и построили новые здания. Сегодня в Сэлфорд расположены офисы, торговый центр, гостиница, кинотеатр, музей, университет, жилая застройка, а также деловой центр MediaCityUK с офисами представителей медиа, например, студии ВВС.

Сообщение центра Манчестера с набережными Сэлфорд организовали с помощью лёгкого метро «Метролинк». Под его маршруты преобразовали часть существующих железнодорожных путей.

Если создать на базе старых объектов деловой центр транзитно-ориентированного типа и сохранить при этом особенности ландшафта, то Владивосток может стать международным обменным узлом. Для повышения деловой привлекательности эксперты рекомендуют проводить выставки и конференции. Новые городские центры бизнеса будут развивать различные промышленные отрасли. В прибрежной зоне необходимо создавать парки и другие места массового отдыха горожан.

Портленд, США — эффективная транспортная система

Портленд

Фото: Adams Carroll

В Портленде существует система лёгкого метро и трамвайного движения, а в центральной части — протяжённая торгово-пешеходная зона с многочисленными автобусными остановками. Там есть зоны бесплатного проезда и доступ ко входу в центры. Широкие тротуары, зелёный газон и паблик-арт вдоль торговой зоны сделали пешие прогулки популярными как у жителей, так и у туристов. Количество парковочных мест в центре города ограничено.

Из-за близости порта Владивосток загружен большим потоком грузового транспорта. К тому же, количество автомобилей в центральной части города растёт с каждым годом. Всё это происходит, потому что у столицы Приморья нет необходимого железнодорожного сообщения с пригородами, а в самом городе — неудобная транспортная система.

Специалисты считают, что для улучшения транспортной ситуации нужно разделить потоки грузового и легкового транспорта и создать систему пешеходных маршрутов в центре Владивостока, в том числе и с эскалаторами.

Фрайбург, Германия — пешеходная зона и общественный транспорт

Фрайбург

Фото: José Luis Sánchez

В центре Фрайбурга проезд для автомобилей ограничен. Там организована пешеходная зона, а из транспорта работают только трамваи.  На весь общественный транспорт действует единый проездной билет с доступной стоимостью. А для тех, кто с автомобиля пересаживается на трамвай, есть бесплатные перехватывающие стоянки — их в городе семь.

Этот опыт рекомендуется перенять и Владивостоку. По мнению японских специалистов, необходимо ограничить автомобильное движение в центре города и поощрять использование общественного транспорта. Также в центре нужно создать торгово-пешеходную транзитную зону и внедрить парковочную систему по принципу перехватывающих автостоянок.

Гонконг, Китай — система эскалаторов

Гонконг

Фото: David Carter

В Гонконге пешеходные зоны развивали с помощью системы эскалаторного сообщения. Только такое движение позволяло безопасно преодолеть холмистый рельеф города. Эскалаторы облегчают подъём наверх и спуск со склонов и пользуются большой популярностью у населения. Эксперты отмечают, что развитие схожей системы возможно в центральной части Владивостока.

Цукуба, Япония — создание университетских городков

Цукуба

Фото: Yasunobu Ikeda

В основу университетского городка Цукубы легла концепция города-сада. Там расположено несколько научно-исследовательских институтов. Их перевели в это место, чтобы повысить концентрацию высших образовательных и научных учреждений и привлечь частные компании и соседние технопарки. Остров Русский может последовать его примеру.

По мнению авторов исследования, такая бизнес-платформа оживит экономику города. Отличной базой для научно-исследовательских разработок может стать Дальневосточный федеральный университет. Помимо этого, в центре города нужно создать небольшие офисные пространства для стартапов, рабочие зоны для производства прототипов и общие пространства для взаимодействия инвесторов и исследователей.

Касива-но-ха, Япония — развитие инновационного бизнеса

Касива-но-ха

Фото: japan-architects.com

«Умный» город Касива-но-ха в 25 километрах от Токио — это территория двух государственных университетов и новой многофункциональной застройки. В городе была основана Открытая инновационная лаборатория Касива-но-ха (KOIL), которая поддерживает стартапы, предоставляет фабрики для работы над прототипами и организовывает мероприятия по обмену идеями.

Для создания подобной платформы для развития инновационного бизнеса во Владивостоке можно использовать исследовательские мощности ДВФУ на острове Русский. Для этого нужно создать в Приморье свой KOIL — структуру, которая будет осуществлять взаимодействие между университетом и внешним миром, поддерживать бизнес-начинания.

Гамбург, Германия — улучшение городской среды

Гамбург

Фото: Michael Schaaf

В старом порту Гамбурга сделали перепланировку и построили там университет, филармонию, метро, офисные и жилые площади. Пространство вдоль воды стало популярной общественной зоной. К тому же, такая смешанная застройка оживила соседние с портом территории.

Улучшить городскую среду Владивостока поможет перемещение портовой и промышленной зон из исторического центра. На освобождённой территории предлагается создать центр туризма и коммерции. Но для этого необходимо привести территорию в порядок. 

Генуя, Италия — восстановление портовых территорий

Генуя

Фото: Jim Monk

В итальянском городе Генуя возродили портовую территорию: построили торгово-пешеходную зону с ресторанами, магазинами и конференц-центром. После ремонта набережная стала общественно значимым местом, а некоторые исторические здания этого участка получили вторую жизнь.

Во Владивостоке много исторических и культурных пейзажей, которые определяют характер города. Японские исследователи пообещали, что будущий план застройки будет отражать специфику города. Для этого нужно восстановить портовую зону, при этом сохранить исторические здания и ландшафт, а также организовать здесь общественные пространства.

  • Artem Trikashny

    Эх мечты… С текущим положением дел в государственном аппарате об этих замечатльных идеях, к сожалению, действительно остается только мечтать.

Новые материалы