31 декабря 2016 — Город
Арт-итоги 2016 от ВШСИ: Что происходило с музеями и галереями во Владивостоке (Часть 2)
Во втором выпуске — разговор с руководителями музея Арсеньева, МВК ВГУЭС, галереи Медцентра ДВФУ, ВШСИ и ЦСИ «Заря»

Текст: Элеонора Половьева, Ольга Буравская, Никита Бойко
Фото: Евгения Кокурина, Анастасия Есауленко, Антон Пастухов

Ученики Владивостокской школы современного искусства (ВШСИ) поговорили об арт-итогах 2016-го года с руководителями галерей и музеев приморской столицы. Предлагаем вам вторую часть материала.

Участники интервью

  • Алиса Багдонайте, главный куратор Центра современного искусства «Заря»;
  • Яна Гапоненко, основатель и руководитель Владивостокской школы современного искусства;
  • Надежда Сухарева, директор Музейно-выставочного комплекса ВГУЭС;
  • Горазда Лунекова, куратор благотворительной художественной галереи Медицинского центра ДВФУ «Галерея МЦ — MC Gallery»;
  • Виктор Шалай, директор Приморского государственного музея имени В.К. Арсеньева.

Как вы оцениваете прошедший год? Что считаете самым важным в работе?

Виктор Шалай: Важно то, что у нас есть все шансы закончить год без долгов, а это в существующей реальности — большое достижение. В стране нешуточный экономический кризис, а мы относимся к той сфере, на которой принято экономить в первую очередь. 

Сокращенное финансирование довольно опасно: обременение обязательствами не снимают, а делать прежнюю работу мы обязаны в том же объеме. Дисбаланс между задачами и ресурсами приводит либо к невыполнению, либо к выполнению их неоправданной ценой. Но мы не сократили заработную плату, не влезли в долги перед коллективом, не имеем невыполненных обязательств перед поставщиками, не снизили темпов и качества деятельности.

Алиса Багдонайте: В начале весны мы открыли выставку «Край бунтарей» в Санкт-Петербурге, которая стала первой масштабной презентацией владивостокского искусства за пределами Приморья с начала двухтысячных. Это важный маркер начала разгерметизации художественной сцены региона и было бы неплохо, если бы эта тенденция продолжилась.

Ещё хочется отметить успешный сезон арт-резиденции с новым координатором — искусствоведом и специалистом по современному искусству Кореи Адель Ким. Если в прошлом году мы принимали «звездных» авторов, то на этот раз представили Владивостоку художников новой генерации.

yana-gaponenko-vshsi

Яна Гапоненко, основатель и руководитель Владивостокской школы современного искусства (ВШСИ)

Яна Гапоненко: В 2016 году мы наполнили город интенсивами на узконаправленные темы и методичными лекциями по курсу истории искусства XX века, открытыми для всех желающих. Также мы попытались возродить традицию квартирных выставок в альтернативу выставочной деятельности арт-площадок города. «Квартирники» сильно встряхнули художников нашего объединения и не только. Открытием года в нашей образовательной миссии я считаю Наталью Смолянскую, чей курс по теории современного искусства прошел в ВШСИ. Важным стало и поощрение администрации города премией «Есть за что».

В 2016 ВШСИ активно «поставляла» на арт-рынок труда своих участников: Оля Буравская устроилась дизайнером в музей Арсеньева, Антон Пастухов — дизайнером в «Артэтаж», Инна Додиомова начала работать в ЦСИ «Заря», а Антон Лапшин регулярно снимает им видеосюжеты. 

Горазда Лунекова: Каждый месяц у нас было два-три благотворительных концерта, выставлялась живопись Сергея Симакова, Людмилы Убираевой, Тимофея Кушнарева, детско-юношеской арт-студии «Элементы света»; акварель Светланы Лапаевой и графика Анастасии Шиверских. На Спортивной набережной в этом году мы открыли первую в истории города всероссийскую выставку современной скульптуры «Владнаба х 2016».

Надежда Сухарева: Невзирая на экономические трудности, мы смогли сохранить высокий выставочный темп, работать с известными и поддерживать начинающих художников, фотографов, дизайнеров. Если говорить сухим языком цифр, то это пятнадцать выставочных проектов, творческие встречи, лекции, кинопросмотры и даже чайные церемонии.

Какая из выставок оказалась самой успешной?

Виктор Шалай: У нас состоялся проект, который мы считаем большим успехом, — выставка «Коллекционируя Россию» из фондов Муромского историко-художественного музея. Нам удалось привезти экспонаты, каждый из которых старше, чем самый старый город Дальнего Востока. Для музейного мира это деятельность высокого порядка сложности потому, что она сопряжена со страховками, логистикой, транспортом. Перевозить музейные сокровища — дело хлопотное. Но мы на это решились, были поддержаны, и я считаю, что это жемчужина нашей выставочной программы уходящего года.

Алиса Багдонайте: Во Владивостоке выставочный сезон был очень пёстрым — от экспозиции «Мода и вымысел» Джан Паоло Барбьери и групповой выставки «Морская» до выставки «Острова Юрия Соболева» и медиаинсталляций Харуна Фароки. Последний флагманский проект выставочного сезона — выставка «Пустырь и пустошь» одного из самых значительных кураторов русского искусства Андрея Ерофеева.

nadezhda-suxareva

Надежда Сухарева, директор Музейно-выставочного комплекса ВГУЭС

Яна Гапоненко: Самой успешной выставкой, если критерием успеха считать общественный резонанс и удовлетворение участников, можно назвать «Новую бедность», которая стала итоговой выставкой первого набора школы.

Горазда Лунекова: Выставки у нас длятся 1-2 месяца, поэтому их видят большое количество зрителей. Ежедневно через «Галерею МЦ — MC Gallery» из основного корпуса в корпус реабилитации и обратно проходит поток людей, неожиданно для себя попадая в пространство искусства.

Надежда Сухарева: Исходя из посещаемости, могу выделить выставку современной японской фотографии «Тохоку: природа, люди, жизнь» и выставку фотогравюры Питера Миллера. 

Кто для вас стал открытием года из местных художников, кто наиболее продуктивно работал в 2016 году?

Виктор Шалай: У нас успех коллективный. Например, наш дизайнер в прошлом году получил второе образование, став лучшим выпускником Британской академии дизайна, чем мы можем гордиться. Не в каждом музее и даже городе есть специалист такого уровня. Но это для примера, ведь в целом все мои коллеги отлично делают свою работу. Я благодарен им. В этом году наш музей наряду с Третьяковской галерей вошёл в пятерку претендентов на звание «Музей года» по версии The Art Newspaper Russia.

Надежда Сухарева: Сильно заявили о себе два художника, которых мы уже знали по участию в наших коллективных выставках. Дмитрий Рыжов с размахом представил современную каллиграфию, графику, инсталляции, а у зрителей и коллег по художественному цеху большой интерес вызвала акварель Бронислава Тамулевича на выставке «A La Prima».

Пример наиболее успешного сотрудничества с разными организациями во время подготовки выставки?

Виктор Шалай: У нас есть партнеры, которые постоянно нас поддерживают. Это, например, благотворительный фонд Потанина, музей несколько раз становился победителем его грантовых конкурсов. Из давних партнеров могу назвать коллег из Хабаровского краевого музея имени Гродекова. И в этом году, это конечно, ещё и Муромский художественно-исторический музей. Также мы реализовали грант по программе «Энергия Участия», адаптировав экспозиции главного корпуса музея для людей с особым восприятием мира — слабовидящих. 

Галерея Медицинского центра ДВФУ «Галерея МЦ — MC Gallery»

Алиса Багдонайте: Одним из самых ярких партнёрских проектов стала выставка медиаинсталляций Харуна Фароки «И ещё кое-что становится видимым» организованная совместно с Институтом Гёте в Новосибирске и фестивалем «Меридианы Тихого», в рамках которого прошла ретроспектива фильмов Фароки. 

Яна Гапоненко: Сотрудничала ВШСИ почти с каждой арт-институцией города — от «Арки», «Артэтажа» и до ЦСИ «Заря». С московским музеем «Гараж» тоже удалось поработать — мы привезли Ильмиру Болотян с интенсивом по вербатиму. 

Надежда Сухарева: Мы активно работаем с Приморским отделением Союза художников РФ, в этом году подписали договор о сотрудничестве. Большинство художественных проектов музея курирует искусствовед Ольга Зотова. Также мы поддерживаем тесные связи с Приморским отделением Союза дизайнеров России и с консульствами разных стран. Благодаря Генконсульству Японии, например, мы смогли представить передвижную фотовыставку «Тохоку: природа, люди, жизнь» и встретились с её куратором Иидзава Котаро.

Как складывается ситуация с междугородними или международными выставками? Насколько Владивосток интересен Азии или Москве?

Виктор Шалай: Вспомните речь премьер-министра Японии на пленарном заседании последнего ВЭФа, и вы поймете, насколько Приморье и Владивосток интересны Азии. Я не могу это подтвердить практиками из арт-мира, мне не известны выгодные сделки на этом уровне или серьезные гастроли. На мой взгляд, наш город как был интересен, так интересен и остался.

У нас, у владивостокцев, все еще присутствует комплекс «никому не нужности». Это при том, что инвестиции, которые сюда вливались в последнее время, начинают давать определенный эффект, и город серьезно набирает в весе. Мы давно перестали быть околотком, а если им и остаемся, то только в собственном сознании. Эдакий комплекс младшего члена семьи.

Главный корпус Приморского государственного музея Арсеньева

Алиса Багдонайте: До того, как я начала работать во Владивостоке, мне казалось, что интересной была бы программа, делающая владивостокскую сцену форпостом прогрессивного искусства стран Азии. Но теперь я понимаю, что ситуация форпоста актуальна, если есть абсорбация и запрос на исследования, а также проекты, реализуемые потом в Москве, в Петербурге, в городах Урала и Сибири. Поэтому пока мы направляем усилия на работу, в первую очередь, с русским искусством, а все планы возможной «экспансии» держим в голове, но стратегия пока не сформирована.

Яна Гапоненко: «Новая бедность» была прекрасным примером междугородней выставки и иллюстрацией того, как Владивосток интересен Москве и Петербургу. И оказалось, что деятельность ВШСИ резонирует с аналогичными инициативами художественных объединений столицы. В будущем мы планируем наладить связи с разными регионами страны, это одна из задач школы. Владивосток интересен и иностранным гостям: летом я принимала в гостях немецких кураторов современного искусства, а в сентябре Гёте-институт впервые запустил музыкальный проект в нашем городе. Пора начать работать с Сеулом и Токио.

Кого вы могли бы назвать арт-критиком года или чью публикацию отметить в местных СМИ?

Виктор Шалай: При всём том, что у меня много друзей работает в местных СМИ, я в СМИ вообще не верю. Считаю, что средства массовой информации, в том состоянии, в котором они сейчас присутствуют в регионе, уровнем журналистов характеризуют этот город как провинциальный. И это досадно, потому что кафедра журналистики Дальневосточного университета была очень сильной, и её выпускниками являются многие успешные в рамках страны журналисты. И куда всё это ушло, я не очень понимаю.

Поэтому я вообще считаю, что слово «критика» применять не уместно. Я знаю из моих друзей только одного критика — Андрея Василенко. Это профессиональное киноведение, ну и соответствующий язык, где-то сложный, даже частично непонятный. Но умный, профессиональный, и такое читать интересно.

viktor-shalaj

Виктор Шалай, директор Приморского государственного музея имени Арсеньева

Яна Гапоненко: Ирина Слонь из Nest может вырасти в полноценного редактора арт-СМИ, у нее прекрасная хватка, и она поддерживает любые публикации. Другое дело, что аналитиков среди пишущих журналистов у нас в городе почти нет, и это лишь предстоит развивать. Очень хотелось бы, чтобы PrimaMedia освещала больше культурных событий в критическом ключе, хотя бы самостоятельных рецензий на выставки. Мне кажется, они обладают всеми необходимыми для этого ресурсами. Осталось целенаправленно искать пишущих специалистов среди искусствоведов, культурологов и философов.

Надежда Сухарева: Любовь Берчанская, Наталья Баранова, Оксана Данилюк, Ольга Сомкина — по арт-журналистике. Впервые пишущих об искусстве собрал конкурс «Искусный глагол» — это важно. Пишут для СМИ и специальных изданий кураторы и критики Ольга Зотова, Наталья Левданская, Александр Лобычев, Юлия Климко, Яна Гапоненко, Александр Городний, Алиса Багдонайте, Горазда Лунекова, Александр Стародубов. 

Кого из своих коллег в других арт-институциях Владивостока вы могли бы отметить?

Виктор Шалай: ЦСИ «Заря», чей проект «Край бунтарей» 2015 года мне очень понравился. Галерею «Арка», конечно, где выставка «Друзей моих прекрасные черты» Нины Аловерт демонстрировала портреты великих современников автора экспозиции, с которыми та жила в эмиграции.

Алиса Багдонайте: Исходя из опыта «Края бунтарей», мы бы не справились без экспертизы галереи «Арка», без фондов Приморской картинной галереи и «Артэтажа». Я постоянно слежу за деятельностью музея Арсеньева и за выставками, которые готовит Андрей Василенко. Вообще очень здорово, что есть такой оплот, которым руководит Виктор Шалай, очень многие знают Владивосток по его работе. Еще здорово, что во Владивостоке появилась школа современного искусства, хочется чтобы у нее была серьезная финансовая поддержка, а организация окрепла и выросла.

Яна Гапоненко: В этом году считаю особенно отличившимся Александра Городнего за его выдержку, терпение в ремонте нового помещения «Артэтажа» и искреннюю преданность делу. Хотелось бы отметить Адель Ким — нынешнего координатора арт-резиденции «Заря», которая, переехав во Владивосток из другого города, органично влилась в арт-процесс и профессионально выполняет свою работу. О себе заявила и музыкальная группа «Владивостокские разлучницы», созданная художницей Татьяной Олгесашвили. Это настоящее, искреннее явление владивостокского андеграунда.

Работы в Центре современного искусства «Заря»

Горазда Лунекова: Очень понравились проекты «Край бунтарей» и «Пустырь и пустошь» в ЦСИ «Заря». Замечательной персональной выставкой Евгения Макеева открылся в новых залах «Артэтаж». «Арка» и Музейно-выставочный комплекс ВГУЭС тоже радовали в этом году. Интересной выставочной площадкой стали и учебные корпуса ДВФУ, где прошли выставки «Швейцарский плакат», первый этап международной московской выставки-конкурса «Золотая пчела». Также хочу отметить проект «Зазеркалье»: на трёх этажах корпуса S ДВФУ были выставлены работы профессиональных художников, студентов и детей от 6 до 16 лет арт-студии «Элементы света». Я думаю, что такое соседство произошло впервые в художественной практике города, и это было интересно.

А самым важным всероссийским, а вернее международным проектом является, конечно, открытие филиала «Эрмитажа» на платформе Приморской государственной картинной галереи, где работают замечательные люди, сотрудничать с которыми, — всегда большое удовольствие.

Надежда Сухарева: 2016 год, по моему ощущению, был чрезвычайно насыщенным. Можно следующий год никуда не ходить, разбираясь с художественными впечатлениями. Эмоций от работы коллег очень много, я готова говорить о разных проектах — от открытия «Артэтажа» до выставок-квартирников ВШСИ. Безусловно, запомнится выставка «Край бунтарей» — резонансное, масштабное, отчасти спорное и очень значимое событие для приморского искусства.

Есть ли во Владивостоке арт-рынок, и что может повлиять на возможность его появления (развития)?

Горазда Лунекова: Арт-рынок есть, но он недоразвит. Проблема заключается, на мой взгляд, в недостаточной воспитанности художественного вкуса у наших сограждан и незнании того, что такое искусство и почему искусство важно для человека.

Арт-рынок складывается, во-первых, из закупок в фонды галерей и музеев, что во Владивостоке бывает не так часто. Во-вторых, из приобретений в частные коллекции, как правило, небольшие. К сожалению, наши люди живут в домах с голыми стенами, многие общественные пространства города (офисы, бизнес-центры) остаются пустыми. Потребность в искусстве есть, но она не осознана. Для функционирования арт-рынка также необходимо, чтобы люди понимали не только отличие оригинального произведения от копий и принтов, но и отличали настоящее искусство от псевдоискусства.

Надежда Сухарева: Если говорить о нас, мы являемся некоммерческой институцией и стремимся не продавать искусство, а презентовать его. К счастью, в городе есть люди, которые готовы покупать работы и поддерживать не только известных, но и молодых художников. Наверное, Владивостоку не хватает местных интернет-площадок по продаже искусства. Коллекционирование искусства, даже разовое приобретение должно быть удобным, простым, в духе сегодняшнего времени.

alisa-bagdonajte

Алиса Багдонайте, главный куратор Центра современного искусства «Заря»

Алиса Багдонайте: Рынка у нас нет как такового. Потому что он существует только в определенных условиях и среде, где рынок хорошо развит во всех сферах, не только в искусстве. Где есть свободная конкуренция, где люди покупают много вещей, где продают разные вещи, где они не боятся инвестировать и быть обманутыми. Важна развитая система вещей, их обращение на широком рынке произведений искусства, и не только современного. 

Яна Гапоненко: Возможно, пора перестать ожидать арт-рынка и нужно начать просто заниматься своими делами. Владивостоку не хватает фондов поддержки современного искусства, а еще корпоративных коллекций современного искусства, не только частных. И, конечно, пора делать Биеннале современного искусства.

Какие у вас прогнозы на 2017 год, планы и ожидания от владивостокской ситуации в сфере искусства?

Виктор Шалай: Мы планируем не снижать оборотов, привезти пару больших коллекций и выставить несколько своих значимых проектов, посвящённых столетию Октябрьской социалистической революции 1917 года. Более удобной ситуации, чтобы сделать масштабный умный проект, посвящённый революции, нет, но и задача эта не из лёгких, — тема сложнейшая и неоднозначная. Поэтому серьезная планка на грядущий год — сделать крупный выставочный проект, посвященный столетним годовщинам Февральской и Октябрьской революций.

А еще 2017-й — юбилей Владимира Арсеньева, и наша задача, чтобы этот год прошел, в том числе, под знаком годовщины большого учёного и писателя. У нас много планов, включая выставки, экспедиции, конференции и памятник Владимиру Клавдиевичу. А дальше будем делать всё в плановом режиме: по одному большому проекту в квартал на площадках нашего музея, а у нас их в городе и крае много.

Алиса Багдонайте: В конце зимы откроется большая выставка «Вечный двигатель. Русское кинетическое искусство», посвященная работе кинетов от авангарда до наших дней. Следом мы «отвлекаемся» от искусства и открываем выставки, посвященные дизайну. Например, «Советский дизайн 1950х-1980х» — абсолютный блокбастер, созданный Московским музеем дизайна, кстати, получившим в этом году главный приз на Лондонской биеннале дизайна. И «Материализация» о современном российском предметном дизайне, которую курирует Татьяна Кудрявцева. И закончим наш выставочный сезон выставкой о культуре андеграунда 1980-х «Асса в массы» на стыке современного искусства, моды и музыки. 

vshsi

Ученики Владивостокской школы современного искусства (ВШСИ)

Яна Гапоненко: В 2017 году школа должна сменить свой формат на полностью самоорганизующийся и самообеспечивающийся, снять большое помещение под студии и сделать самостоятельное artist run space или выйти на софинансирование и разрастись до полноценного учебного учреждения. Без финансовой поддержки нашей инициативы мы не выходим за пределы досуговой деятельности. Не все участники ВШСИ живут искусством идейно, и, конечно, никто на нем не зарабатывает, что является общей ситуацией в стране.

Каким будет третий набор осенью — покажет время. А пока мы продолжим курс по истории, и в четвертом семестре, стартующем в феврале, Андрей Василенко прочтет нам послевоенную историю искусства XX века. Мы привезем новых преподавателей и возобновим сезон квартирных выставок в марте. И уже в новом составе плавно выведем серию весенних выставок на итоговую экспозицию летом в залах «Артэтажа».

Горазда Лунекова: Хотим провести российско-китайский симпозиум по современной скульптуре (в продолжение «Владнабы х 2016») при поддержке Института Конфуция, ДВФУ — проект на этапе согласования. Выставкой Анастасии Шиверских — студентки Дальневосточного института искусств — начинаем серию выставок студентов института и Владивостокского художественного училища. Для молодого художника очень важно иметь возможность показать свои работы широкому зрителю. Планируем продолжать бесплатные благотворительные концерты, сотрудничая с профессиональными музыкантами.

Надежда Сухарева: В 2017 году ВГУЭС будет отмечать 50-летний юбилей, у нас планируется серия выставок, связанная с этим событием. Продолжим работать с приморскими художниками и дизайнерами, будем делать международные выставки. Есть планы, связанные с показом корейского и японского искусства, проекты с европейскими партнерами. 

По теме: Арт-итоги 2016 от ВШСИ: Что происходило с музеями и галереями во Владивостоке (Часть 1)

Новые материалы