30 декабря 2016 — Город
Арт-итоги 2016 от ВШСИ: Что происходило с музеями и галереями во Владивостоке (Часть 1)
В первом выпуске — разговор с руководителями «Арки», Приморской картинной галереи, музея ДВФУ, «Артэтажа» и Союза художников Приморья

Текст: Татьяна Корендович, Элеонора Половьева, Яна Гапоненко
Фото: Евгения Кокурина

Ученики Владивостокской школы современного искусства (ВШСИ) поговорили об арт-итогах 2016-го года с руководителями галерей и музеев приморской столицы. Предлагаем вам первую часть материала.

Участники интервью

  • Алена Даценко, директор Приморской государственной картинной галереи;
  • Илья Бутусов, председатель Приморского отделения Союза художников РФ;
  • Вера Глазкова, владелец и директор частной галереи «Арка»;
  • Александр Стародубов, заведующий Художественным музеем ДВФУ;
  • Александр Городний, директор музея современного искусства «Артэтаж».

Как вы оцениваете прошедший год? Что считаете самым важным в работе?

Алена Даценко: В этом году нашей галерее исполнилось 50 лет со дня основания. Мы провели выставки, которыми можем гордиться: «Городской романс» из собрания Государственной Третьяковской галереи, «Русское искусство XVIII-начала XX веков» из собрания Приморской государственной картинной галереи — в рамках проекта «Золотая карта России» в Москве в Третьяковской галерее, «Образ Богоматери» из собрания Государственного исторического музея и, конечно, первые «Дни Эрмитажа» во Владивостоке.

alena-dacenko-4

Алена Даценко, директор Приморской государственной картинной галереи

Александр Стародубов: Прошедший год оказался эмоционально сложным, в связи с началом переезда музея в новое помещение — по независящим от нас обстоятельствам. От некоторых запланированных проектов также пришлось отказаться. Получается, что в следующем годы мы начинаем все с чистого листа.

Александр Городний: Реконструкция исторического здания, отданного администрацией Владивостока под «Артэтаж», — это и есть главное событие года. На данный момент отреставрировано 160 кв метров на втором этаже со стороны Океанского проспекта. Впереди нас ждет реконструкция еще трех этажей, а также фасада здания. В этом году мы заявили о своем открытии ко Дню города выставкой «Добро пожаловать!» приморского художника Евгения Макеева.

Вера Глазкова: Для «Арки» год был отмечен значительными выставками, которые были проведены вместе с партнерами. Это фонд «Московская биеннале», посольство Финляндии, консульство Республики Корея, посольство Франции и «Альянс Франсез Владивосток».

Илья Бутусов: Выставка «Современное искусство Бурятии» получила огромный отклик, так как позволила увидеть разные виды искусств другого региона — живопись, графику, бронзовую скульптуру и ювелирные изделия. Еще один коллективный проект — «Эмали» российских мастеров — также собрал массу восторженных отзывов.

В качестве еще одного примера могу назвать выставку «Сибирь-Дальний Восток» в КНР. Творчество более трехсот художников Дальнего Востока и Сибири были представлены в Художественном музее Нинбо. Мы специально провели отбор лучших работ двух крупнейших регионов России и сами доставили работы в Китай. Подготовка к этой выставке длилась более полугода. Проект непросто было осуществить, но в итоге он стал очень резонансным.

Залы Приморской государственной картинной галереи

Какая из выставок оказалась самой успешной, а какая — самой малопосещаемой, почему?

Алена Даценко: Выставка Государственной Третьяковской галереи показывает высокий уровень посещения. Возможно, этому поспособствовал бренд ведущего музея страны.

Александр Стародубов: В этом году мы успели провести только одну экспозицию — персональную выставку Василия Галактионова «Движение масс». По посещаемости можно с уверенностью сказать, что она является самой успешной для нас. 

Илья Бутусов: Мы тщательно анализируем зависимость количества посетителей наших залов от содержания выставок и понимаем, что наиболее посещаемые — коллективные проекты. Они дают самый разнообразный материал.

Александр Городний: Выставка Евгения Макеева была более посещаема, но она длилась дольше и была больше освещена в прессе, чем выставка новозеландского художника Скотта Иди. Вообще, тема подачи культурных событий нашего города – отдельный разговор.

Вера Глазкова: Не могу сказать, что какая-то из выставок была менее или более посещаема, чем другие. Каждая выставка имела своего зрителя, приходили горожане, друзья, те, кто знает и любит нашу галерею.

Кто для вас стал открытием года из местных художников, кто наиболее продуктивно работал в 2016 году?

Вера Глазкова: Открытием года для «Арки» стал молодой художник из Владивостока — Андрей Дмитренко и его экспозиция «Памяти пыль». Каждый год мы представляем новый проект известного художника Глеба Телешова, и 2016 год не был исключением. На День города мы открыли его фотовыставку «Больше, чем воспоминания» с работами из авторского архива.

aleksandr-starodubov-2
Александр Стародубов, заведующий Художественного музея ДВФУ

Александр Стародубов: Василий Галактионов — очень талантливый художник, с хорошей внутренней самоорганизацией и дисциплиной.

Александр Городний: Для меня появились новые персонажи — например, товарищ Алексей Круткин (Лёха Г.). Отмечу известных мне ранее молодых Антона Ботнаря, Кирилла Крючкова, Андрея Дмитренко, Василия Галактионова, Вадима Герасименко и Феликса Машкова из Concrete Jungle. Все они, по моим наблюдениям, активно поработали в уходящем году.

Пример наиболее успешного сотрудничества с разными организациями во время подготовки выставки?

Вера Глазкова: Результатом успешного сотрудничества «Арки», ЦСИ «Заря» и Приморской картинной галереи стал проект «Край бунтарей». В марте 2016 года его представили в петербургском музее «Эрарта». Много хороших выставок французских художников было проведено при поддержке «Альянс Франсез Владивосток» на «Ночь музеев». Важно отметить сотрудничество с «Меридианами Тихого»: «Арка» ежегодно становится выставочной площадкой кинофестиваля. Консульство США и консульство Республики Корея также были партнерами галереи в реализации важных выставочных проектов.

vera-glazkova

Вера Глазкова, владелец и директор частной галереи «Арка»

Александр Городний: Трудно без помощи устраивать некоторые важные проекты. С выставкой Евгения Макеева нам помогли давние друзья — в частности, генеральный директор компании «Гавань-Турцентр» Наталья Калачинская.

Благодаря сотрудничеству с новозеландским фондом The Walls Arts Trust мы познакомились ближе с почетным консулом Новой Зеландии во Владивостоке Мартином Тэйтом и представили с выставкой «Доброе утро, Владивосток» первого новозеландского резидента в нашем городе — замечательного скульптора Скотта Иди. Интересная работа была проделана с ребятами из ВШСИ, которые учились в наших стенах.

Как складывается ситуация с междугородними или международными выставками? Насколько Владивосток интересен Азии или Москве?

Алена Даценко: На примере галереи очевидно, что Владивосток и Дальний Восток представляют большой интерес для России. Чего стоит только инициатива открыть в городе центр «Эрмитаж-Владивосток», представить произведения из фондов Третьяковки или показать части нашей коллекции московской публике. В перспективе — открытие во Владивостоке филиала Государственной Третьяковской галереи и представительства Государственного Русского музея. Также мы активно сотрудничаем с коллегами из других регионов, у нас есть постоянные контакты с Кореей, Японией и Китаем.

Залы музея современного искусства «Артэтаж»

Александр Стародубов: Мы, конечно, заинтересованы в продвижении культуры стран АТР, но до этого пока не дошли руки. Все упирается в финансирование, которое на подобные проекты пока не выделяют.

Илья Бутусов: Мы знаем, что в странах Азии есть большой интерес к российской академической школе, к классической технике живописи. Это искусство охотно покупают и коллекционируют. Сегодня в наших работах заинтересованы галеристы Шанхая и Даляня.

Вера Глазкова: Владивосток, безусловно, интересен как другим городам, так и странам. Для того чтобы представить приморских художников, необходимо было объединить усилия, как это произошло при совместной работе над проектом «Край бунтарей».

Если говорить о ближайших соседях КНР и Республике Корея, то успешно складываются отношения китайских коллекционеров, галеристов с приморскими художниками. В этом году восемь художниц Владивостока приняли участие в российско-корейской женской выставке в Культурном центре Республики Корея в Москве. Также мне поступают различные предложения от зарубежных коллег, и я, по возможности, и поддерживаю такие проекты.

ilya-butusov-1

Илья Бутусов, председатель Приморского отделения Союза художников РФ

Александр Городний: На данный момент есть любопытные предложения из Улан-Уде, Хабаровска, Петербурга и Москвы. Оговариваем проекты выставок с финнами, японцами, итальянцами. Надеюсь, вновь в «Артэтаже» увидим художников из Бельгии и Голландии, новых резидентов Новой Зеландии и, возможно, Австралии. Для таких проектов, а также для приобретения работ, желательно при музее иметь достойный попечительский совет.

Кого вы могли бы назвать арт-критиком года или чью публикацию отметить в местных СМИ?

Алена Даценко: На мой взгляд один из интереснейших арт-критиков — Александр Лобычев, я очень ценю его лекции. Хочется отметить профессиональный подход журналистов: Любови Берчанской, Ольги Сомкиной, Оксаны Данилюк.

Александр Стародубов: Не могу назвать. Не могу даже предположить, кто у нас занимается арт-критикой на профессиональном уровне.

Александр Городний: В целом, всегда что-то интересное можно найти в материалах у Александра Лобычева, Юлии Климко, Натальи Левданской, Ольги Зотовой, Горазды Лунековой, но это все знакомые и, как правило, о знакомом. Все же искусство вокруг движется несколько стремительней, принимает много новизны, что требует свежего профессионального расклада. Мне импонирует видение и критика Андрея Василенко, целостный, в контексте мирового искусства, масштаб описываемых им произведений.

Есть давние претензии к факультетам ДВФУ, искусствоведам, культурологам: где те специалисты, которых они выпускают? Если попадаются интересные арт-критики, то, в основном, это столичные заезжие с выставок в ЦСИ «Заря». Нам давно нужны свои молодые профессионалы, но их, к сожалению, пока не наблюдаем.

aleksandr-gorodnij-1

Александр Городний, директор музея современного искусства «Артэтаж»

Илья Бутусов: Я бы назвал Александра Лобычева. В целом в России, безусловно,  есть интересные арт-критики, но Владивостоку не хватает людей с такими профессиональными навыками.

Вера Глазкова: Я искренне благодарна телевизионным компаниям и журналистам, освещающим культурные события, в том числе вернисажи выставок. Ольга Сомкина (ОТВ-Прим), Оксана Данилюк (ПТР), Любовь Берчанская (газета «Владивосток») — это журналисты и телеведущие, благодаря которым приморцы узнают новости культуры и искусства.

Кого из своих коллег в других арт-институциях Владивостока вы могли бы отметить?

Алена Даценко: Отмечу директора музея Арсеньева Виктора Шалая и выставку «Открытые морские залы. Тихоокеанское время» в Музее Города. ЦСИ «Заря» привозит интересные выставки современного искусства. Важным событием не этого, а еще 2015 года стал проект «Край бунтарей», созданный благодаря совместной работе нашей галереи, «Зари» и «Арки». Замечательно, что музей «Артэтаж» открыл свои залы, несмотря на ремонт. Труд Александра Городнего и Веры Глазковой — это удивительная работа, подвижничество.

Галерея «Арка»

Александр Городний: Центр «Заря» далековато расположен от центра, а так он — «номер один» уже несколько лет во Владивостоке. Радует открытие филиала «Эрмитажа», где мы еще увидим много нового и интересного. Нельзя не отметить галерею «Арка», там нередко  бывают интересные выставки.

Илья Бутусов: Хотелось бы отметить Александра Городнего, а также галерею «Арка» в лице Веры Глазковой. Моя история как художника (и не только моя) началась именно с этой площадки. У нас есть совместные проекты: в этом году персональная выставка Глеба Телешова в «Арке» явилась частью нашего общего проекта, посвященного Дню города.

Александр Стародубов: В «Арке» мне запомнились выставки Жюльена Сало «Звездная Арахнея», Патрика Сёдерлунда и Виза Суонпаа «Вечерняя земля (Часы, Годы, Эры)». В ЦСИ «Заря» — выставки «Острова Юрия Соболева» и «Пустырь и пустошь», в м узейно-выставочном комплексе ВГУЭС — фотовыставка «Тохоку: природа, люди, жизнь» и выставка Рюрика Тушкина «Белый ангел». В «Артэтаже» отмечу «Доброе утро, Владивосток» (персональная выставка новозеландского скульптора Скотта Иди). Еще находящийся в процессе реконструкции «Артэтаж» удивил относительно радикальной для себя выставкой.

Вера Глазкова: Проекты  в ЦСИ «Заря» — «Острова Юрия Соболева» и «Selected Works»  Дмитрия Булныгина,  выставку «Городской романс» из фондов Третьяковки в Приморской картинной галерее, выставку Евгения Макеева в «Артэтаже», «…В семи сеансах» в музее Арсеньева.

Помещение Художественного музея ДВФУ

Есть ли во Владивостоке арт-рынок, и что может повлиять на возможность его появления (развития)?

Илья Бутусов: Арт-рынка во всей полноте его структуры, я думаю, ни во Владивостоке, ни в России нет. Но к Владивостоку многие покупатели проявляют интерес. Наш город посещает большое количество туристов, развивается туристическая среда, и это способствует продаже работ и держит художника в тонусе.

Что касается арт-рынка, то городского населения Владивостока недостаточно для появления коллекционеров, необходимых для стабильных приобретений. При этом, конечно, есть люди, которые покупают произведения искусства, и меня это восхищает.

Мне кажется, что Владивостоку нужны большие арт-события, которые направленно привлекали бы кураторов, критиков, галеристов. К примеру, нужно возродить Владивостокскую биеннале, проводить ее на нескольких площадках с хорошей предварительной подготовкой. Это привлечет и профессионалов, работающих в этой среде, и рядовых зрителей.

Залы Приморского отделения Союза художников РФ

Вера Глазкова: Арт-рынок отсутствует в России. Есть отдельные коллекционеры и покупатели, но системы, с помощью которой формируются рыночные отношения в сфере искусства, пока нет.

Александр Стародубов: Во Владивостоке арт-рынок до сих пор не сформировался. Те, кто заинтересован в покупке искусства, делают это через мастерские. Повлиять на ситуацию может развитие местного арт-сообщества, доступность цен на молодое искусство, мода на его покупку. Все начинается с малого — с интереса к искусству.

Александр Городний: У нас, в силу многих обстоятельств, больше сувенирный рынок, а не арт-рынок, о котором можно в данном контексте говорить. В целом, так везде по стране. Есть желающие, которые интересуются, но не имеют средств, а есть те, у кого есть средства, но нет желания. Рынка нет — некому продавать, хотя и есть неплохие работы, которые могли бы украсить различные стены общественных мест, либо частные квартиры.

Какие у вас прогнозы на 2017 год, планы и ожидания от владивостокской ситуации в сфере искусства?

Алена Даценко: Мы ведем переговоры по выставочным проектам, как зарубежным, так и отечественным, из музейных собраний и личных коллекций. В будущем году планируем начать работу по каталогу коллекции приморских художников. Большая работа предстоит по созданию центра «Эрмитаж-Владивосток», открытие которого запланировано на начало 2018 года.

Хотелось бы получить в распоряжение галереи помещения на Алеутской, 12, которые занимает Бюро технической инвентаризации. Расширение площадей нам просто необходимо. Еще хотим, чтобы у нас было больше посетителей, хотелось бы получать больше поддержки от администрации края. Музейные собрания осуществляют очень важную миссию в нашем обществе, и без поддержки власти и спонсоров музеям приходится тяжело.

Александр Стародубов: В 2017 году мы будем заниматься переездом в новое помещение и последующей реконструкцией его под музей.

Вера Глазкова: План на следующий год насыщен и интересен. Мы продолжим свою просветительскую деятельность и движение в сторону развития арт-рынка, а также сотрудничество с российскими и зарубежными культурными институциями. Поиск новых молодых художников также входит в наши планы. Ситуацию в сфере искусства во Владивостоке оцениваю как позитивную.

Ремонтные работы в «Артэтаже»

Александр Городний: Я думаю, что к весне мы будем  «одевать» помещение третьего этажа под музейную экспозицию. Деньги в реконструкцию уже вложены, ведутся соответствующие строительные работы. На втором этаже увидим много новых интересных групповых и персональных выставок российских и зарубежных художников.

Остаются проблемы — все еще не решен юридический статус для нового городского музея. Здесь мы временно все еще под крылом Дома культуры «Традиции и современность» (бывший Центр досуга «Светлячок» на Чуркине). Важнейшей темой остается расселение чиновников краевого комитета соцзащиты на первом этаже. Там в планах общей реконструкции для «Артэтажа» предусмотрены хранилище, реставрационная и багетная мастерская музея, конференц-зал, художественный салон.

Половину второго этажа все еще занимает ЗАГС Фрунзенского района, что усложняет нормальную работу. Думать приходится и о предстоящем штате сотрудников. В целом, я настроен оптимистично, надеюсь на понимание и поддержку городской власти.

Илья Бутусов: В наших планах есть интересные выставки — коллективные и персональные. Их идеи тщательно продумываются уже сегодня, ряд из них будет включать ретроспективный материал, очень ценный для приморского искусства. В целом, мы начнем подготовку к 80-летию Приморского отделения Союза художников России, которое будем отмечать в 2018 году.

Больше о Владивостокской школе современного искусства

Новые материалы