28 января 2016 — Город
Свое дело: Мастерская ручной набойки «Держи-Дерево»
Кто работает во Владивостоке с трафаретами и деревянными штампами для ткани

Текст: Евгения Синдюкова
Фото: Наталья Постнова, Анастасия Лёвушкина

Пару лет назад молодые дизайнеры интерьеров Ольга Коржикова и Елена Борзенко решили открыть своё дело и заняться чем-то красивым, интересным и творческим. Идей было много, девушки не знали, какое направление выбрать, пока однажды в соцсетях не наткнулись на группу Нины Чурбаковой, мастера набойки из Санкт-Петербурга.

Ольга Коржикова: «Когда мы нашли работы Нины, то обалдели, потому что во Владивостоке, в принципе, подобного никогда не было. Для Дальнего Востока техника ручной набойки исторически не характерна».

Ранней весной 2014 года подруги отправились в Петербург на мастер-класс Нины Чурбаковой, чтобы больше узнать о новой технике и приобрести достаточно дорогие штампы. После этого начался долгий период проб и ошибок. А чуть позже лететь в Петербург пришлось еще раз, чтобы выучиться работать с трафаретами в мастерской художницы по тканям Елены Шнайдер.

Ольга Коржикова: «Вы даже не представляете, что такое работы Елены Александровны, это нельзя описать словами, можно только увидеть. Однажды она нам показала пробную работу, которой не особо была довольна. И мы были шокированы, для нас это выглядело великолепно. Встреча с Еленой Александровной тогда очень сильно повлияла на нас, она многое дала в плане техники».

В течение года после обучения девушки нарабатывали опыт во Владивостоке, учились обращаться с тканями и штампами. Порой возникало немало сложностей: краска очень своеобразно ложилась на ткани, оттиски получались не такими, как задумывалось.

Мастерскую назвали «Держи-Дерево» — из-за работы мастера, который держит дерево (штамп) во время нанесения рисунка, и из-за символизма самого слова «дерево». Ведь дерево — это природный рост и развитие, возобновление и цикличность жизни, опора вселенной, символ физической силы и красоты, долголетия. Кроме этого, держи-дерево оказалось реальным небольшим деревом (кустарником), которое лечит болезни. 

Новый владивостокский бренд «Держи-Дерево» заявил о себе два года назад на городском «Мандарин-маркете».

Техника ручной набойки — что это?

В «Держи-дерево», в основном, работают с трафаретами и штампами. Нужно вырезать трафарет из бумаги, а потом с помощью краски перенести рисунок на ткань. В случае со штампами, на них наносится краска, потом губкой убирается всё лишнее, он переворачивается и кладется на ткань. Далее специальным деревянным молотком (киянкой) его несколько раз «набивают». 

Через сутки ткань проглаживают утюгом, а через два дня её уже можно стирать. Ткань нужно стирать и перед нанесением оттиска, потому что материал пропитывают разными средствами против загрязнений, и из-за них краска может сойти.

Штампы для ручной набойки достаточно дорогие, их цена зависит от сложности рисунка и сортов древесины. Хороший штамп, дерево которого прошло длительную обработку, стоит около двух тысяч рублей.

Так как в России практически утеряна техника обработки древесины, то мастера набойки работают с индийскими производителями. Индусы подготавливают дерево в течение пяти-восьми лет: его несколько раз мочат и сушат, потом пропитывают маслами и вновь сушат под открытым небом, в тени и на солнце. Штампы из такого дерева не рассыхаются и не изгибаются.

О клиентах «Держи-Дерево»

У «Держи-Дерево» есть свои поклонники, которые покупают скатерти из льна, наволочки, фартуки, сумки и платки. В дальнейшем, ассортимент может расшириться, но это требует долгой специальной подготовки.

Один из самых крупных заказов мастерской — это японские шторы с семейными гербами, которые были сделаны для нового ресторана «Токио» во Владивостоке. «Держи-Дерево» нужно было разработать эскизы гербов, которые бы соответствовали политике ресторана и, одновременно, вызывали бы ассоциации с блюдами японской кухни, не повторяя реальные гербы.

Ольга Коржикова: «Это был очень необычный заказ и задание для разработки, над которым мы работали не менее года. Наши гербы получились не копиями исторически сложившихся, геральдических японских символов, а самобытными образами, лишь напоминающими о японских традициях».

Об особенностях работы мастерской

Каждый день, как отмечают мастера, приносит им новые вопросы и трудности. Это связано с тем, что во Владивостоке нет нужных тканей, или они стоят слишком дорого — тысячу рублей за метр льна.

Ольга Коржикова: «Мы пробовали заказывать 100%-ый лён разных цветов в Китае, но ткани пришли смесовые, с добавлением полиэстра. Корейский лен высокого качества тоже оказался недешёвым. В итоге, накладные расходы повысили конечную стоимость тканей до тех же высоких цен, что в наших магазинах».

«Держи-Дерево» в настоящее время ведет постоянный поиск тканей и красок, стараясь найти оптимальный вариант по ценам и качеству. Кроме этого, мастерская нуждается в хорошей швее, которая бы разделила видение и вкусы команды.

Ольга Коржикова: «Нам хочется создавать по-настоящему эксклюзивные модели из лучших тканей и красок, с великолепным качеством нанесения. Конечно, такие вещи не могут стоить дешево, и возможно, что в будущем мы откажемся от изделий для широкой публики. Соперничать с Китаем в этом плане бессмысленно, даже если я построю свою фабрику в России. Пусть наших клиентов будет немного, и у меня за год купят четыре изделия, но они действительно станут самыми лучшими».

По теме: Свое дело: Мастерская Tanuki Дмитрия и Елены Борзенко

Новые материалы